В богослужении Великого Пятка Церковь как бы становится к подножию Креста Христова.
Из песнопений Великой Пятницы:
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста и великой скорби. В конце вечерни Великой Пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.
Богослужение Великой Субботы служит переходом к наступающему Воскресению Христову.
Из песнопений Великой Субботы:
Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего и Живота всех испросившего: даждь ми Сего Странного, Иже не имеет где главы подклонити: даждь ми Сего Странного, Его же ученик лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего Странного, Его же мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и Утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся, Мое сердце оружие пройде: но в радость воскресения Твоего плач преложи. Покланяемся страстем Твоим, Христе: Покланяемся страстем Твоим, Христе: Покланяемся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению.
Кроме строгого поста, провождение дня Великой субботы в древности отличалось особенной внутренней сосредоточенностью и торжественной тишиной в церковной жизни.
«Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молчание, потому что почил Царь. Земля страшится и пребывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы пробудить тех, которые во аде» (св. Епифаний).
Святитель Филарет Московский: «Чем стал ад после сошествия в него Христа и Его воскресения? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сброшенного с корабля пророка, но вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь спокойным кораблем, чтобы вынести его на берег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто пройти безопасно через самый ад: если я пройду и долиною смертной, не убоюся зла, потому что Ты со мной (Пс. 22,4). Ты сошел для нас с Неба, подобно нам ходил по земле, и подобно нам нисшел в смертную тень, чтобы и оттуда проложить Твоим последователям путь к свету жизни»
.