Паломничество по святыням Псковской земли

pskov-1Становятся доброй традицией ежегодные поездки по святым местам России на Светлую седмицу. Вот и в эти дни наступившей Пасхи 2015 года группа паломников из 35 человек во главе с настоятелем храма протоиереем Николаем Важновым отправилась в город Псков.

14 апреля мы прибыли в Псков - Дом Святой Троицы. В 957 году великая княгиня Ольга сделала остановку на слиянии двух рек, Псковы и Великой, и на молитве получила благовестие - на противоположном берегу с неба, прообразуя Святую Троицу во Едином существе, падали три луча света и покрывали весь мыс. Впоследствии здесь строится семипрестольный Свято-Троицкий Кафедральный собор, а к XIV-XV векам - ещё восемнадцать храмов на территории Довмонтова города. Собор интересен своим семиярусным иконостасом. Мы приложились к мироточивой иконе великомученика Пантелеимона, чудотворному образу Богородицы «Псково-Покровская» (она защитила в XVI в. Псков от войска польского короля Стефана Батория), к святым мощам благоверного князя Довмонта (в крещении Тимофея) и блаженного Николы Салоса, спасшего Псков от разорения в 1570 г. Иоанном Грозным.

Далее мы познакомились со святынями храма в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы XII века. Здесь находятся точная копия Туринской Плащаницы и частицы св. мощей различных угодников Божиих. Дружно и радостно мы пропели стихиры Пасхи и отбыли в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

По дороге к монастырю мы любовались архитектурой древнего Пскова, видели, с какой любовью псковичи хранят память о прошлом, какими трудами созидают настоящее, воздвигая храмы и восстанавливая монастыри. Существует незыблемое правило: в границах древнего города не строить зданий, превышающих по высоте Свято-Троицкий Кафедральный собор, который виден с разных направлений и создает ощущение Горнего, к чему стремится душа человека.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь основан в начале XII века новгородским владыкой Нифонтом. С целью просвещения псковичей в духе христианской веры внутренние стены Спасо-Преображенского собора были расписаны греческими мастерами на темы Ветхого и Нового Заветов. В центре купола - фреска «Вознесение Христово» с изображением восьми Ангелов, славящих Бога. В монастыре пребывает список Мирожского образа Матери Божией «Оранта» (сам образ был увезен Иоанном Грозным).

Далее путь лежал в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь. Несколько минут на паломническом автобусе - и нас встретил колокольный звон, братия спешила на вечернюю службу, а нам благословили приложиться к святым мощам преподобных Корнилия и Саввы Крыпецких.

Незаметно приблизился вечер, первый день нашего паломничества подошел к концу. Мы продолжили путь к Спасо-Елеазаровскому женскому монастырю, где нас ожидало теплое радушие сестер, сытная трапеза и ночлег. Утром мы отправились знакомиться со святынями монастыря. Восстановление монастыря началось в 2000 г., после обращения губернатора Псковской области совместно с Митрополитом Псковским и Великолукским (Порховским) Евсевием к президенту России В.В. Путину. За 15 лет молитвенными трудами сестер обители, архитекторами, строителями, благотворителями и при государственной поддержке воссоздан архитектурный ансамбль, центром которого является Трехсвятительский Собор с приделом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен храм в честь Державной иконы Божией Матери. В соборе находится древняя икона Спаса Всемилостивого Псковского письма. Особенность образа в том, что благословляющая рука Спасителя обращена внутрь, как бы показывая нам, что необходимо обратить внимание внутрь своего сердца и изменить его. Также здесь находится чтимый список с иконы Божией Матери «Цареградская» древнего греческого письма. До возвращения Церкви Спасо-Елеазаровой пустыни эта икона 40 лет находилась у протоиерея Николая Гурьянова на острове Залит.

Точный список этой иконы пребывает в нашем храме на Маросейке – копия сделана в 2006 году, когда икона находилась в Москве на реставрации. В пустыни жил и молился старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов), ныне прославленный в лике святых как преподобный. Пропев величание преподобному Евфросину, мы приложились к чудотворным иконам и продолжили наш путь, теперь уже в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь.

Монастырь находится в Порховских лесах и сейчас восстал из руин, его братия творит дела милосердия и предоставляет кров, питание, лечение наркоманам. На территории пустыни - действующие храмы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Царственных Страстотерпцев, иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Афонскими монахами подарена икона Божией Матери «Сладкомилующая». Мы посетили целебные источники Казанской Божией Матери, Петропавловский, Живоносного Креста. Получив благословение протоиерея Николая Важнова, мы окунулись в источник преподобного Александра Свирского и направились к трапезной.

Затем путь наш лежал в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В паломнических поездках всегда происходит какая-то приятная неожиданность. Вот и с нашей группой по приезде в Печоры так было. Мы надеялись успеть на вечернюю службу, но вошли в храм Архангела Михаила только к её концу. Быстро приложились к раке с десницей мученицы Татианы, но нас уже торопили к выходу. Опечаленные, все вышли из храма - и увидели нашего батюшку Николая беседующим с архимандритом Тихоном, наместником монастыря! Вся паломническая группа быстро выстроилась полукружьем: мы не могли глаз отвести от отца наместника, который просто и живо общался с нами, и уже через десять минут все получили благословение причащаться на литургии, а в память о нашей встрече он подарил нам книги об обители и её насельниках.

На следующее утро, помолившись и причастившись Святых Христовых Тайн, мы отправились в Богом зданные пещеры, где у гроба архимандрита Иоанна (Крестьянкина) отец Николай помазал нас маслицем из лампадки и мы смогли прикоснуться к «домовине» старца. Затем мы отправились на Крестный ход вокруг храма Архангела Михаила, его возглавлял архимандрит Филарет, бывший келейник покойного отца Иоанна.

Вот вкратце и всё о нашей паломнической поездке по святыням Пскова и его окрестностей. Уезжаем, напитавшись благодатью, с надеждой на молитвы псковских святых и с огромным желанием вернуться и продолжить знакомство со святынями Псковской земли.

Христос Воскресе!

pskov-2 pskov-3 pskov-4
pskov-5 pskov-6 pskov-7
pskov-8 pskov-9 pskov-10
pskov-11 pskov-12 pskov-13

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники