Татьяна Ивановна Наливина

Золотное плетение на коклюшках

Немного об истории ремесла

1Плетение из золотых и серебряных проволочек зародилось в северной Италии в начале XY века. Центром производства ювелирных изделий в этой технике была Генуя.
Развитие декоративности плетеных изделий потребовало бóльшей гибкости металлических нитей. Утонченную проволочку стали для прочности соединять с текстильной нитью. Это, расширив декоративные возможности плетения, повлекло его переход из ювелирного дела в художественный текстиль.

В истории русского прикладного искусства эти изделия называют золотным кружевом. Оно было завезено на Русь при царе Иоанне III, который приглашал из Италии для строительства и украшения московского Кремля мастеров различных профессий. В Царицыной Палате Кремля выполнялись различные работы с текстильными материалами – ткачество, вышивка, золотное и лицевое шитье. Начато было и плетение золотного кружева.

Итак, место зарождения русского золотного кружева - Москва, Кремль.

Расцвет европейского искусства золотного плетения пришелся на XYII век. Золотным кружевом пышно украшалась одежда европейской знати. Но мода меняется, и на рубеже XYII и XYIII веков Европа перешла на белое шелковое кружево. Искусство мастериц золотного кружева стало невостребованным и в Европе сошло на нет.
2В России же картина была другая. Золотное кружево широко использовалось в церковных облачениях не только в XYI - XYII веках, но и в XYIII, XIX и в начале XX века. В музеях и ризницах не закрывавшихся храмов сохранились старинные церковные одежды, украшенные золотным кружевом.
После революции 1917 года искусство золотного кружева, предназначенное исключительно для церковного использования, было полностью ликвидировано. В России с 1917 по 1995 годы золотное кружево пребывало в небытии - оно было только музейным экспонатом.

Возрождение золотного плетения в Москве

Конец ХХ века стал началом возрождения золотного плетения на коклюшках. Это произошло в Москве. Первое изделие из золотных ниток для московского храма Косьмы и Дамиана на Маросейке сделала художница-кружевница Галина Васильевна Новикова в 1995 году.

3Соседнему храму святителя Николая в Кленниках, просившему специалиста и для себя, Галя Новикова рекомендовала меня - своего педагога. К сожалению, Г.В. Новикова, выполнив несколько крестов и орнаментальное с жемчугом украшение для облачения, в дальнейшем не продолжала эту деятельность. Так я нежданно-негаданно «влетела» в эту работу… Это был 1996 год.

4Наше искусство мы называем золотным плетением, по аналогии с церковным термином "золотное шитье". В этом термине сначала назван материал, вторым словом - техника исполнения. Таким образом, название очень конкретно и точно, в отличие от исторического термина "золотное кружево". Слово "кружево" само по себе не ясно, однако в обиходе мы называем себя кружевницами - уж очень слово ласковое!

Начало занятий на Маросейке

Первое занятие кружевниц в храме святителя Николая в Кленниках состоялось 27 октября 1996 года в помещении нынешней крестильни. Сейчас там благолепие, а тогда по углам стояли бочки с гашеной известью, пол был земляной, отопления не было. Свет давала одна подслеповатая лампочка. Я была в ужасе, хотела сбежать от этой работы, но не удалось.
Потом, по разрешению настоятеля храма, отца Александра Куликова, мы стали заниматься в верхнем храме, а мне для поддержания духа подарили старинные коклюшки, которыми плела Елизавета Сергеевна Мечева (младшая дочь священномученика Сергия). Я ими не плету - храню как святыню.

В начале обучения состав учениц был текучий. Иногда доходило до 10 человек. Но трудности этого искусства реально очень велики. Сейчас нас четверо. Кроме меня, это Елена Гобова, Галина Колесникова и матушка Лидия Колобанова.

Процесс изготовления золотных плетеных изделий

5Несколько слов о самóм трудовом процессе. Кружево не выполняется одним мастером - это всегда коллективная работа. Сначала художник делает рисунок. Конструктор переводит рисунок в конструктивный чертеж-сколок, по которому далее будет работать мастерица - плетея. Она и выполняет само плетение. Готовое золотное плетение пришивается по всей его поверхности на ткань.

Наш маленький коллектив работает так. Поскольку я по профессии архитектор, вся графическая работа, то есть первоначальный рисунок и сколок, ложится на меня.
Когда сколки готовы, вместе составляем колорит, зрительно подбирая набор ниток по цвету. Затем делается несколько проб плетения. Когда выбор сделан - начинается работа плетеи «начисто». Пришивание законченного плетения обычно выполняю я, если вещь большая. Небольшие вещи пришивает плетея.

О выполнении крестов

7Вернемся к воспоминаниям. Первым, что в храме от нашей работы ожидалось, были кресты, поскольку в те далекие годы магазинов церковной утвари в Москве еще не было. В рисунке креста нет строгих канонов, здесь возможна свобода творчества, но в начале нам было страшно трудно.

Не могу не рассказать про такой незабываемый случай. Мы разработали простой равнолучевой крест с одним концом нити в центре, и крест был сплетен. Мы были им довольны. Спустя какое-то время мы пошли в библиотеку Политехнического Музея. Раскрыв альбом по Византии, мы увидели крест; его рисунок и конструкция были один к одному с нашим крестом. Так через много веков мы повторили чье-то решение!


8Этот византийский крест был лаконичен. Освоив возможности рисунка в технике плетения, мы выполнили несколько моделей крестов, украшенных дополнительными декоративными деталями. В завершении рассказа о крестах скажу только, что тема эта неисчерпаема по разнообразию художественных решений.

Другие изделия кружевниц. Митры

Кроме крестов, в золотном плетении могут быть выполнены различные изделия. Мы плели пояса для священников, закладки в церковные книги, обложки книг небольшого размера, декор для украшения облачений.

Самая трудная, но и самая достойная для золотного плетения работа - это декоративное убранство митры. Здесь можно создавать по-настоящему сложные решения, митра – далеко не простое изделие; сама ее форма и каноны решения ее орнаментики уже задают основную тему.

Мы начали работать над темой "митра" в 2004 году по благословению отца Александра Куликова. Первое наше орнаментальное решение митры – на шесть икон, плюс верхняя - настоятелю храма святителя Николая в Кленниках, митрофорному протоиерею Александру Куликову не понравилось.

Побыв некоторое время в отчаянии, я от безысходности нарисовала композицию митры на 8 икон (не считая верхней). Это предложение подошло. Был июль 2005 года.

26 сентября 2006 года, на празднование Воздвижения Креста Господня, отец Александр в первый раз надел на службу нашу митру.
Шитые иконы для митры выполнены художницей Ириной Анатольевной Савиной.

Украшение раки со святыми мощами св. прав. Алексия Московского

Кроме этих - традиционных и обычных в церковном обиходе вещей, нам посчастливилось сделать плату (вставку в крышку раки) на мощи святого праведного Алексия Московского.
Задание на плату мы получили от батюшки о. Александра 15 февраля 2000 года. Трудился весь наш маленький коллектив. Работа была закончена 4 августа 2001 года.

Композиционное решение платы лаконично. Поскольку помещение, где установлены мощи, совсем крошечное, его нужно было зрительно расширить. Фон глубокого темно-синего цвета, из коллекции бархатов отца Александра Куликова (батюшка любил облачения и ткани, и прекрасно разбирался в них) создал бездонное пространство. В его центре парил крест, по краям охраняемый двумя херувимами. По нижним углам - две звездицы, и на нижнем крае церковно-славянская надпись: «Святый праведный отче Алексие, моли Бога о нас" заканчивала композицию.

В комплект к плате были выполнены и покровы в раку, непосредственно на сами святые мощи.

Наша плата пребывала на крышке раки со святыми мощами святого праведного Алексия три года. Потом, после того как по благословению о. Александра для крышки раки была вышита ростовая икона святого праведного Алексия в обрамлении текста тропаря, плату перенесли в келию о. Алексия Мечева. Сейчас она в реставрации.

Несмотря на все трудности российской жизни, мы продолжаем тянуть нашу «кружевную лямку». У нас есть несколько неоконченных вещей, которые нужно довести до конца. Молим Бога, чтобы послал нам время и силы работать.

Прочитавшие, молитесь и вы о нас!

Июль 2011 года, Москва, Маросейка

При подготовке статьи использованы фотографии Г. В. Новиковой и М. Л. Гобова.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ