Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святая Церковь совершает сегодня введение нас в праздник Рождества Христова, радостный праздник, принесший нам спасение. Но Рождество Христово есть для нас радость только с тем условием, если Христос не только пришёл, но и пострадал на Голгофе и избавил человека от греха, проклятия и смерти. Радостный праздник, он в своём предпразднестве дает нам образы великих праотцев Христа по плоти - ветхозаветных праведников.
Христос пришёл потому, что мы впали в грех, потому, что первый человек растерял первозданную доброту образа Божия, Христос пришёл, чтобы "прежде падший возставити образ" - и вот Святая Церковь, приуготовляя нас к этому великому празднику, призывает всех идти тем же путём, каким шло прежде нас человечество. Ибо если Святая Церковь уже давно воспевает "Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите", то мы сейчас присутствуем при приготовлении к этому событию и должны приобщиться - мы, люди Нового Завета, - к тем праотцам, которые ждали Спасителя, и они смогут много нам дать. Скоро мы с ангелами, пастырями и волхвами будем поклоняться рожденному Христу, а ныне Святая Церковь вспоминает праотцев, а на следующей неделе - отцев, чтобы дать нам возможность соприкоснуться с Ветхим Заветом.
Но зачем это нужно? Мы - люди Нового Завета. Разве нет разницы между тем ожиданием, когда пра-отцы ожидали Рождества Христова, и как мы ныне ждём? Ведь теперь пришёл Христос. Да, пришёл, но Церковь снова приготовляет нас к Его сретению в вертепе, снова приготовляет нас к присутствию при событии, связующем Ветхий и Новый Завет.
Когда первый человек согрешил, он был изгнан из рая, и дано было ему обетование - "Семя Жены сотрет главу змия", придёт Спаситель и освободит человека от рабства греху.
Ждали праотцы... Адам ждал 930 лет. Жена его первого сына своего назвала Каином, что значит "приобретение", ибо через него надеялись они приобрести спасение. Адам и Ева ждали Искупителя, готовили своих детей, но не дождались, - и так из поколения в поколение передавалось это великое обетование. И в терпении ждали, хотя никто не приходил, а кругом другие смеялись, как и тогда, когда Ной по данному ему обетованию строил ковчег, убеждая, что будет потоп и что надо покаяться. Обетование это хранилось в душах немногих, но для них оно было самым дорогим наследством. Эти великие праведники плакали - Адам плакал о потерянном рае, о том времени, когда пребывал с Богом, - они плакали о своих грехах и подобно Давиду воспевали покаянные псалмы Помилуй мя, Боже, помилуймя (Пс. 56,2). И, плача, они с терпением верили, что придёт Спаситель и откроет перед ними двери рая.
И пришёл Спаситель. Он раскрыл райские двери. Но вот они снова закрыты для нас. Мы, грешные люди, стоим перед раскрытыми райскими дверями и не пользуемся даром Спасителя, который дал Он каждому раскаявшемуся грешнику. Те ветхозаветные праведники не могли войти в рай, несмотря на всю свою праведность, несмотря на всё покаяние, а мы сделали себя неспособ-ными войти в открытые двери. И снова восклицаем мы: Помилуй мя, Боже, - словами великого пророка и царя Давида.
Потому-то и зовет нас Церковь к ним, к великим праведникам, которые верили в грядущего Спасителя и этою верою были оправданы.
Христос пришёл, но пришёл ли Он для нас, для тех, кто называет себя христианами?
Рождественское богослужение указывает нам на ту связь, которая существует между Ветхим и Новым Заветом. Разве ничего не дают нам великие учители Ветхого Завета, разве нам не нужно учиться тому, что переживали великие ветхозаветные отцы и праотцы. Нам надо поучиться их вере, вере людей, которые, не видя Спасителя, тем не менее сохранили упование до конца.
Зная Новый Завет, мы не можем говорить, что благодати нет, что не искуплены мы Спасителем, что не пришёл Тот, о Ком сказано: семя Жены сотрет главу змия.
Ныне нам, предпразднующим Рождество, надо поучиться у Ветхого Завета, надо понять, что если кто и спасен пришествием Христовым, то не мы, а они, что именно потому их песни, их псалмы, их покаянный плач, плач людей Ветхого Завета о Царстве Божием Церковь вводит в наше новозаветное христианское богослужение. Святая Церковь говорит нам, что если не соприкоснемся мы с тем мраком, который был не только в Ветхом Завете, но который есть и во вся-ком нашем грехе, если не прикоснёмся с великим трепетом согрешившей и плачущей души, взывающей к Богу: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", - тогда пройдёт мимо нас всё то, что будет в эти дни совершаться в Святой Церкви, как не раз проходило. А когда Святая Церковь будет петь "Слава в вышних Богу" - мы услышим и покаянные псалмы, мы услышим и великое повечерие, которое совершается только Великим Постом, чтобы соприкоснуться с покаянием Ветхого Завета. Нам нужно начать подготовку тем покаянием, каким каялись те, кто совершал свое спасение за-долго до Рождества Христова, а для нас Святая Церковь начинает эту подготовку за два воскресенья до Рождества Христова.
И когда сегодня мы пришли слушать, как Святая Церковь прославляет ветхозаветных праведников, наше дело войти в общение с этими людьми, которые шли путём скорбей, путём веры во Христа, покаяния. И вера их была не такой, как у нас. Мы имеем теперь оправдание нашей веры в словах Господа, а у них этого не было, а между тем как сильна была их вера. Вспомните хотя бы Авраама, по этой вере принесшего сына в жертву, вспомните Иова, который через свое терпение сделался другом Божиим и болезни которого прообразуют страдания Самого Спасителя.
Радостен праздник Рождества Христова, но радостен для тех, кто ждёт его, кто помнит, что Христос пришёл для страдания, что Он принял зрак раба (Флп. 2,7), что Он пришёл на землю, чтобы нас поднять на небо, как говорят святые отцы. Вот потому-то Святая Церковь дает нам образы веры и надежды. Нам надо молиться им. чтобы они дали нам свое упование, свое покаяние, свою веру.
Когда будем слушать ветхозаветные псалмы, покаянные молитвы, вдруг услышим песни Рождества Христова, услышим голос Божией Матери, и Святая Церковь верит, что поскольку мы соприкоснемся с верою ветхозаветных праведников, постольку заставит встрепенуться наши души весть о Рождении Спасителя, и тогда мы вместе с Божией Матерью предстанем пред Его яслями и будем служить Ему. Если не будет этого, то пройдет и это Рождество, как проходило много раз.
Зовет нас Святая Церковь, зовут те мужи, память которых мы ныне творим. Помолимся же им, помолимся, чтобы они дали нам образец, как нужно в покаянии, в сокрушении о своих грехах и в послушании Богу войти и поклониться вместе с ними лежащему в яслех Младенцу Христу. Аминь.