ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА ФЕДЯНИНА

 Я познакомился с ней в 1978 году, когда готовился поступать в институт. В то время мы вместе занимались в изостудии замечательного художника Михаила Николаевича Гребенкова. С нами учились Андрей Куликов - впоследствии священник, настоятель построенного им храма в Балабаново, Николай Макаров, ставший диаконом, Вера Карпова, Елена Скопинова, Света Петрухина, Толя Агарков, а Лариса Алексеевна была для всех нас общепризнанной «матушкой». Она пришла в студию к Михаилу Николаевичу раньше и помогала нам вглядеться в этого удивительного человека (фронтовика, архитектора-реставратора - ученика П. Д. Барановского, продолжателя живописных традиций П. П. Чистякова), проникнуть в смысл его художественной, философской и педагогической системы, оценить и полюбить суровый, требовательный, но и заботливый индивидуальный подход Михаила Николаевича к каждому ученику. Эти занятия не были только профессиональной школой, они формировали и раскрывали наши личности. Во многом - благодаря верной помощнице Михаила Николаевича Ларисе Алексеевне.

В Евангелии есть слова о том, что семя - Слово Божие - для его плодоносного восприятия должно лечь на добрую почву.

И Лариса Алексеевна помогала мне (да и не только мне) возделывать почву души. 1 декабря 1978 года она стала моей крестной. Воцерковленность и творческая работа были для нее неразрывно и органично связаны. В ее поэтичных пейзажах видна прежде всего любовь к родной земле, к скромному, сокровенному достоинству русской природы. К живописи она пришла после получения технического образования.

Талант не дал ей замкнуться в рамках своей основной специальности - Лариса Алексеевна долгие годы преподавала в средней школе черчение и изобразительное искусство. Школа находилась в одном из «спальных» пятиэтажных районов Москвы, и ученики, особенно старшеклассники, попадались там все больше «трудные». «Половина детей состоит на учете в милиции, - с улыбкой говорила Лариса Алексеевна и добавляла, - а с обычными я бы уже и не стала работать, слишком просто». Я присутствовал на ее уроках и видел, как она твердо держала в руках класс, где были и просто неблагополучные дети, и настоящие хулиганы, приучая своих подопечных к серьезному ответственному труду, давая им настоящие знания. Высокий профессионализм Ларисы Алексеевны высоко оценили коллеги. Ей присвоили высший профессиональный разряд и звание старшего учителя школы.

Лариса Алексеевна всю жизнь щедро делилась с обращающимся к ней за помощью своими методическими находками, богатым практическим опытом. Но у настоящего учителя уроки - только верхушка айсберга: серьезная работа с детьми у Л. А. Федяниной вырастает из глубины личного художественного творчества, постижения ею теории и истории искусства, наследия великих педагогов. Молодым художникам, мечтающим заниматься с детьми в каких-то особых (подразумевается - элитных) условиях, она советует начинать с обычной средней школы. Там только и станет ясно, бесплодные это фантазии или что-то серьезное.

Одновременно с преподаванием в средней школе Л. А. Федянина многие годы вела студию керамики, создав уникальную методику обучения детей работе с глиной на основе постижения ими формы предмета. Трудилась она по-настоящему творчески и к тому же совершенно бескорыстно. И сюда к ней на занятия вместе с одаренными детьми приходили неблагополучные подростки, жившие в районе Чистых прудов и Покровки. Лариса Алексеевна, повторим, вела уроки безвозмездно, «отрабатывая» для всех нас возможность заниматься в мастерской с Михаилом Николаевичем: таковы были условия аренды помещения.

* * *

В самом начале возрождения московского храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке Лариса Алексеевна была приглашена возглавить работу по созданию детской группы приходской иконописной школы.

Всем понятно, что такое взрослая иконописная школа. Ее задача - практическое постижение иконописания уже состоявшимися художниками. А как учить этому детей, как раскрыть перед ними мир иконы? В сегодняшней практике есть два подхода: рисование с натуры с постепенным формированием академичного, ренессансного мышления и рисование на религиозную тематику с предоставлением полной свободы самовыражения. Лариса Алексеевна не идет ни тем, ни другим путем, не ищет между ними компромисса. На занятиях в детской иконописной школе не ставятся натюрморты и учеников не заставляют воображать, как может выглядеть явившийся ангел. Лариса Алексеевна предлагает детям вглядеться в образцы православной культуры: древнерусские, византийские, раннесредневековые иконы и фрески, мозаики, миниатюры и произведения прикладного искусства. С созерцания этих памятников и начинается обучение, погружающее детей в художественный мир, которым жила и живет Церковь.

Язык иконы, как известно, лишен академизма и натурализма с одной стороны, и абстракции - с другой. Ему присущи органичность и человечность, лаконичность и декоративность форм. И «ренессансные» эстетические критерии здесь совсем не главное. Иконный Язык, как смогла это показать на своих занятиях Лариса Алексеевна, органичнее, роднее для художественного восприятия ребенка, чем язык Ренессанса. Она учит детей не копированию образцов во «взрослом» смысле слова, но и не «стилизации» в понимании искусствоведов. У ребенка нет никакой «взрослой» идеи, которую он выражает с помощью древних образцов, а вот их изучение - композиционное, пластическое, колористическое и смысловое, конечно, присутствует: не «impression» (впечатление), но именно освоение на детском уровне великих шедевров. В 7-8 лет это один уровень, в 9-10 - уже другой, в 11-12 - третий, в 15 - переходный ко взрослому. Но с возрастом происходит не только усложнение задач - меняется само художественное восприятие. И чрезвычайно важно, как формируется оно изначально: есть большая вероятность, что это определит все дальнейшее развитие ребенка. В предоставлении детям возможности постижения истинных шедевров церковной культуры и видит Лариса Алексеевна свою главную задачу. Здесь же малыш познает, что иконописание - это и радость, и тяжелый труд. Не только видит, но и сам приобщается к ним. Одновременно в процессе групповых занятий, но по индивидуальным планам Лариса Алексеевна решает и общеобразовательные задачи.

Выполненным под руководством Л. А. Федяниной уникальным детским работам, побывавшим на многих выставках, пока не дано искусствоведческих оценок - это еще впереди. Подлежат изучению и ее педагогические методы.

Иерей Николай Чернышев

От редакции
Когда этот материал был сверстан, мы повезли его на прочтение Ларисе Алексеевне, но опоздали буквально на полчаса: 16 декабря 2006 года она скончалась после тяжелой продолжительной болезни, которую до самого последнего часа переносила с великим мужеством и смирением, оставив преподавание в общеобразовательной школе, но продолжая трудиться с детьми в храме на Маросейке.
Упокой, Господи, ее душу.

Статья перепечатана из «Московского журнала» № 2, 2007 год.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ