25 февраля 2013 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, в Российском Православном Университете по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоялась очередная сессия научно-практической конференции «Сорок Сороков: Москва под Покровом Богородицы», на которой с докладом о святыне нашего храма – Феодоровской иконе Божией Матери выступил протоиерей Николай Чернышев. В конференции приняли участие клирики и настоятели многих московских храмов и монастырей, в которых пребывают чтимые в Москве чудотворные образы Пресвятой Богородицы.
25 февраля 2013 года
Выступление на Конференции ПБУ «Сорок Сороков»
Дорогой отец ректор, дорогие отцы, братья и сестры! Продолжая рассказ о великих московских святынях, нельзя не сказать еще об одном чудотворном образе – Феодоровской иконе Божией Матери. Иконографически она близка к Владимирской иконе Божией Матери. Точной даты ее написания никто не знает. Первоначальное изображение Феодоровской иконы – и иконографически, и стилистически – можно отнести к домонгольским русским письмам. Но особое значение этой иконы, особое почитание приобретает она, как было упомянуто, когда именно Феодоровским образом Божией Матери был благословлен на царство первый из династии Романовых. И с тех пор на протяжении всех четырехсот лет этот образ чтится как особый для царствующего дома. Но история прежних эпох описана во многих источниках, можно внимательно и подробно прочитать о всех трех веках правления Дома Романовых – что именно и как связано с Феодоровской иконой, вплоть до последнего царя Николая II. Мой рассказ больше о почитании этой иконы в XX веке и в наши дни.
В наш храм, святителя Николая в Кленниках, Феодоровский образ был перенесен в 1869 году почетной московской гражданкой Анной Васильевной Левиной. С 1893 года настоятелем храма Николы в Кленниках стал отец Алексей Мечев, в 2000 году причисленный к лику святых как святой праведный Алексий Московский. Он был настоятелем нашего храма до своей кончины в 1923 году. И вот в течение всех этих лет он чрезвычайно почитал святыню, находившуюся в его храме, и им было установлено еженедельное молебное пение перед образом Божией Матери с чтением канона, которое привлекало чем дальше, тем больше молящихся людей перед Ее образом. Поначалу над ним смеялись даже (над отцом Алексеем): «Что ты все служишь в пустом храме? Никто к тебе не пойдет». И так продолжалось шесть или семь лет, но горячая вера отца Алексея и его упование на заступничество святителя Николая и Матери Божией привели к тому, что все больше и больше храм стал наполняться молящимися. Храм Николы-Кленники стал известен, как место, где находят утешение души людей, находящихся в смятении в предреволюционные годы, когда все вокруг рушилось, когда поистине брат шел на брата. И когда приближались революционные события 17-го года, точно дата неизвестна, но накануне революции, именно во время совершения молебного пения отец Алексей, а вместе с ним и все молящиеся и сослужащие с ним увидели слезы, текущие из глаз Пресвятой Богородицы. Это так потрясло отца Алексея, что он не смог продолжать священнослужение – ушел в алтарь молиться у престола, а молебен продолжил другой священник. И вот этот скорбный факт он воспринял для себя как укрепление, как утверждение в вере, как знамение того, что предстоят какие-то особые события и для Царствующего Дома, и для всей страны, для всей Церкви Русской. И отец Алексей Мечев стал тем пастырем, тем утешителем, которого мы знаем, как преемника оптинских старцев. Незадолго до этого скончалась его матушка, он в скорби пребывал, и известно, что именно в это время состоялась его встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который сказал ему: «Ты думаешь, больше твоего горя и на свете нет? А ты бери на себя скорби других людей и тогда соразмерно им увидишь твое горе и легче будет тебе в твоем горе».
Вот такие события укрепляли его и продолжались до его кончины, до 23-го года, его особое служение в маросейском храме именно перед Феодоровским образом. Он воспитал церковную общину, что в те времена было большой редкостью. В числе членов его общины была Мария Николаевна Соколова – удивительная художница, ставшая по благословению отца Алексея иконописцем и реставратором. После блаженной кончины отца Алексея храм принял под настоятельство его сын, священномученик Сергий Мечев, и вот, когда храм был закрыт в 1932-м году, община передала Феодоровский образ именно Марии Николаевне Соколовой. Она хранила его у себя все годы жизни, а перед своей кончиной передала в ризницу Покровского храма Московской Духовной Академии, архимандриту Иоанну (Маслову). И в ризнице этого храма, он, как потом оказалось, промыслительно сохранялся, никогда не выставляясь для почитания даже в праздничные дни. Незадолго до того, как по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1990-м году был открыт маросейский храм, года за полтора – за два до этого, внучатая племянница Марии Николаевны, Наталья Евгеньевна Алдошина (также иконописец, реставратор и педагог), отреставрировала образ, расчистила его от потемневшей олифы, еще точно не зная, что предстоит открытие, восстановление Клёнников. И вот, когда отец Александр Куликов, Царствие ему Небесное, получил благословение на настоятельство в кленниковском храме на Маросейке, первым его действием (я бы назвал, священнодействием) было прошение Святейшему Патриарху о том, чтобы вернулась в храм его основная святыня – Феодоровская икона. Ничто другое поначалу не заботило так отца Александра, как то, чтобы храм был наполнен молитвой именно перед Феодоровским образом. Он вскоре получил благословение Святейшего Патриарха, и мы вместе с ним приехали в ризницу Покровского храма Московской Духовной Академии. Подходим к ризничему, отцу архимандриту Илариону, тот смотрит на документ с резолюцией о возвращении иконы в родной храм и говорит: «Что, отбираете у нас икону?». А отец Александр мне шепчет: «Передай, не отбираем, а уходит Матерь Божия, возвращается на свое место, потому что здесь как дОлжно не чтили, а на Маросейке будут чтить, как и раньше, как всегда».
И вот еще ничего не было, еще храм не был передан (отец Александр служил тогда в храме святых мучеников Адриана и Наталии), и еще когда шли переговоры о непосредственной передаче здания церкви, батюшка уже начал собирать своих чад у себя в келье, и начались молебны перед Феодоровским образом по тому же самому чину, как они совершались при отце Алексее.
Потом была получена одна единственная комната в маросейском Доме причта, нам были переданы ключи от неё. И тотчас именно Феодоровский образ был перенесен в эту, пока что единственную комнату, и там стали собираться чада отца Александра, также еженедельно по средам, чтобы совершать молебны перед ним о скором возвращении храма. Потом постепенно передавали помещения, сначала Дома причта, потом Никольского придела - именно того придела, в котором находилась икона. И эта традиция с самого-самого начала (с того момента, как было благословение Патриарха получено) – эта традиция молебного пения перед Феодоровским образом сохраняется до сего дня, не прекращаясь никогда.
И вот, что удивительно, что можно сказать о современном почитании и о современном отношении Матери Божией, проявляющемся через этот образ. Если мы знаем, что на протяжении прежних трехсот лет Феодоровский Её образ называли «царской иконой». А вот сейчас без особых указаний священноначалия или благословений сугубых, приходят на эти молебны перед Феодоровским образом в основном женщины «непраздные» - ждущие ребенка; семьи, которые давно мечтают и молятся о рождении детей, у которых эта проблема много лет стоит, и прибегают к заступничеству Матери Божией.
Вот видите, тогда пролив слёзы в годы революции, сейчас Матерь Божия привлекает к Себе людей, может быть, с главной нашей проблемой – с тем, чтобы рождались дети православные в нашей стране, чтобы они воспитывались в вере православной, в семьях православных. Это, может быть, сейчас и самым главным является для нас! Как известно, к высохшему источнику за водой никто не ходит, а люди по вере свой, по опыту своему знают, что есть ответ от Матери Божией, стало быть, не иссякает связь нашего народа с Пресвятой Богородицей.
И я хотел засвидетельствовать, что икона для нас теперь не только великий исторический памятник, связанный с многолетней историей – такой сложной и трагичной историей нашей страны; не только произведение искусства великое, с которого пишут и сейчас списки новые поколения иконописцев; но это и зримое свидетельство связи между Матерью Божией и прибегающими к Ней людьми.
Таким образом, я еще раз хотел подчеркнуть, что есть великие события древности, которые описаны многократно и нам необходимо вчитываться в историю нашу, но есть и то, что еще не написано, и нужно внимательно всматриваться и верно видеть происходящее в наши дни - как Матерь Божия не оставляет наш народ, нашу Церковь. И именно об этом, как малый пример, свидетельствует то, что мы видим в современном почитании Феодоровской иконы в нашем храме.
Протоиерей Николай Чернышев