О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ БОГОСЛОВИЯ ОБРАЗА

2017-2018 гг.

Икона и иконопочитание справедливо считаются одними из основных признаков православного исповедания. Интуитивно представляется, что есть некое стабильное и общепринятое понятие об иконе, как таковой, понятие, пришедшее из древности. Однако в церковном обществе существует путаница в понятиях и определениях: что считать иконой, какой должна быть икона. До сих пор не изжиты проблемы осмысления самого феномена иконы; отсюда исходят проблемы и в обучении иконописанию, и в отношении к иконописному наследию. Сегодня нередко забывается, что иконописание это церковное послушание и литургическое творчество; забывается и назначение иконы: являть в образе то, что совершает Христос, – обожение человека.

Для оценки произведения искусства есть множество критериев. Церковь благословляет и свободу творчества, и свободное отношение к его оценкам.

Существует разное отношение к термину «церковное искусство»: подчас к нему относят и картины религиозного содержания, и литературу на религиозные темы. Поэтому есть смысл ввести более конкретное понятие «литургическое искусство», – то, которое непосредственно служит для целей богослужения. К нему можно отнести: богослужебные тексты и гимнографию; церковную архитектуру и церковное певческое искусство, иконописание, церковное шитье и утварь. Для таких произведений определяющим критерием является церковность, т.е. верность Писанию и Преданию.

Иконоведению, т.е. богословию образа надлежит на современном языке раскрывать понятия и отвечать на вопросы:

1) Что есть икона, чем она отличается от портрета, картины, иллюстрации, а с другой стороны – от знака и символа?

2) Какой должна быть икона? – То есть подробно и всесторонне раскрывать понятия об иконописном каноне и иконописном языке; о каноничности или неканоничности древних и современных произведений; об отличии канона от разнообразных стилей.

3) Каковы критерии силы и слабости образа, возможность применения к иконе эстетических критериев светских произведений или необходимость разработки иных критериев? Какие именно критерии оценки иконы необходимы и достаточны при анализе этого специфичного вида искусства?

4) Как формируется современная иконография новопрославляемых святых разных времен и новых церковных праздников? Каковы принципы формирования систем росписей современных храмов?

5) Как обучаться богословию иконы иконописцам и священникам? Очевидна насущная необходимость более цельного образования в области церковной культуры: курсов иконоведения разных ступеней обучения, утвержденных учебных пособий по иконоведению. Подчеркнем: постепенное раскрытие смысла и содержания иконы важно для всех возрастных категорий и уровней образования: от детских воскресных школ до духовных академий и аспирантур.

6) Насколько и в каких формах допустимо тиражирование икон? Каково должно быть церковное отношение к репродукциям священных изображений, к их хранению и утилизации? Сегодня существует массовое профанирование священных изображений, использование их не по назначению в качестве рекламы, брендов и т.п. Из литургической святыни икона нередко низводится до уровня сувенира, бессмысленного значка.

7) Каково церковное отношение к реставрации икон и росписей храмов? Возможна или невозможна реконструкция утраченных или поврежденных элементов изображений, исправление неканоничных изображений?

Подобные вопросы возникают постоянно и не решаются церковно из-за их теоретической неразработанности. Большинство современного духовенства и художников неграмотны в вопросах иконоведения. Поэтому их застают врасплох вызовы той части современного общества, которая кощунственно относится к Церкви. Ответы на многочисленные провокации звучат спонтанно: в одних случаях – скандально, в других – малодушно, в третьих – некомпетентно, – вне связи с святоотеческой традицией и без соответствия с соборными церковными определениями по причине почти полного их отсутствия. А неподготовленные ответы частных лиц выдаются недоброжелателями за голос всей Церкви. Дело не только в противодействии кощунству, но в преодолении невежества в вопросе, относящемся к существенной стороне православного исповедания. Поэтому кроме свободы частных мнений об искусстве как таковом и о церковном искусстве необходима соборная выработка критериев, которые смогут стать общецерковными.

Если не заниматься богословским осмыслением того, что и как изображалось в древности и что изменилось сегодня – рождается сначала невольное, неосмысленное, а потом и всё более агрессивно навязываемое уклонение от самой церковной догматики. Это бывало на протяжении всей церковной истории, а сейчас и невежество и антицерковные настроения многократно усиливаются. Следует подчеркнуть, что речь идет не о стилистических или иных искусствоведческих определениях и критериях, а, прежде всего, - о критериях каноничности или неканоничности произведения, о степени его церковности, о том, чтобы новая икона наилучшим образом служила целям богослужения: содействовала молитве и раскрывала духовное содержание изображенного сюжета.

Начала иконоведения мыслились отцами VII Вселенского Собора как неотъемлемая часть православной догматики. Время показывает, что нам требуется продолжение их труда: так много спорных вопросов накопилось в культуре как таковой и в церковной художественной культуре. Опираясь на орос VII Вселенского Собора, положения Трулльского Собора, постановления Стоглавого и Большого Московского Соборов, творения преподобных Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и других защитников иконопочитания, развитие святоотеческой богословской традиции поможет различить церковное и псевдоцерковное творчество, не допустить измены богословского учения и плодотворно использовать сложившиеся богатые церковные традиции иконописания.

Иконоведение призвано «показывать» икону, воцерковлять современного человека, зрительное восприятие которого воспитано на метаморфозах расцерковленного мира, учить видеть истинный смысл образа.

Для размышления над этими сегодняшними и вечными вопросами, требуются не только индивидуальные поиски, частные исследования, научные конференции, – всё это – лишь необходимые шаги к накоплению и обобщению материала. Вслед за этим этапом требуются церковные, то есть соборные решения, которые будут (как и всегда было в Церкви) ответом на вызовы современности.

Мой призыв – к накоплению и систематизации необходимого и для иконописцев и для священников материала по богословию церковного образа, к развитию иконоведения – соборного слова об иконе, для направления их в соответствующие комиссии Межсоборного присутствия с целью дальнейшего соборного утверждения.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ