К святыням Воронежского края
На Светлой седмице группа прихожан храма свт. Николая в Кленниках во главе с настоятелем прот. Николаем (Важновым) совершила паломничество к святыням Воронежской земли.
В первый же день поездки, прямо с вокзала, мы отправились в Свято-Успенский мужской монастырь, который находится в Дивногорье — природном заповеднике в 80 км от Воронежа, на правом берегу реки Дон. Название заповедника происходит от слова «дивы» — так в этих краях называют скалы, сложенные меловыми породами.
Историки считают, что Свято-Успенский монастырь был основан около 1650 года монахами, пришедшими из Гетманщины вместе с полком малороссийских казаков. Однако церковное предание называет основателями монастыря схимонахов Ксенофонта и Иоасафа – выходцев из Сицилии, спасавшихся от гонений со стороны католиков. По этой версии, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры на склоне180-метровой меловой горы.
Сегодня главная святыня монастыря – Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери, обретенная чудесным образом в 1831 году на одном из меловых столбов у вершины горы во время эпидемии холеры. На месте обретения иконы насельники монастыря построили пещерный храм.
Из Дивногорья мы отправились в Спасский женский монастырь в Костомарово, где в меловой горе тоже вырыты пещерные храмы. У основания двух меловых див находится самое старинное сооружение монастыря — Спасский храм. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам, относится к 18 веку.
Главная святыня монастыря – образ Божией Матери «Благодатное Небо». Икона в человеческий рост была написана во второй половине XIX академиком Московской Академии художеств В. В. Шокоревым на листе железа. По преданию, она была подарена монастырю императором Александром I. Сегодня на образе видны следы шести пуль. По легенде, некий красноармеец в упор расстреливал икону, целясь в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. В 2002 году эта икона замироточила.
Второй день путешествия начался с посещения Благовещенского кафедрального собора в Воронеже. В этом соборе, построенном в начале 21 века по проекту архитектора В. П. Шевелева, хранятся мощи свт. Митрофана Воронежского; сщмч. Петра (Зверева); часть мощей свт. Тихона Задонского; ковчежец с частицами мощей святых двенадцати апостолов; ковчежец с частицами мощей мученицы Наталии; икона с частицей мощей сщмч. Власия, еп. Севастийского и икона прп. Силуана Афонского; ковчег с мощами прпп. Киево-Печерских святых; ковчег с мощами прпп. отцов Оптинских.
Затем мы отправились в древний русский город Елец, впервые упомянутый в летописи в 1156 году. Главный храм города и всей Елецкой епархии — Вознесенский собор, построенный по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона и освященный в 1889 году. Это четвертый по величине храм в России после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье.
Собор поражает не только своими размерами (его высота вместе с крестом составляет 74 м, длина 84 м, а ширина 34 м), но и чудом сохранившимися уникальными стенными росписями кисти известных художников-передвижников А. И. Корзухина и К. В. Лебедева. В 1934 году собор отдали под овоще- и зернохранилище, и грузовики въезжали прямо под своды храма.
Служба в Елецком Воскресенском соборе была возобновлена в 1947 году. Тогда же начались работы по восстановлению уникального главного иконостаса. Нижний его ярус выполнен из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.
Другой достопримечательностью Ельца является Великокняжеский храм во имя святых князей Александра Невского и Михаила Тверского, построенный на средства местного купечества в 1909-1911 гг. к 300-летию династии Романовых и в память посещения в 1909 г. Ельца великим князем Михаилом Александровичем — братом императора Николая II.
Фасад храма и интерьер отделаны специально изготовленной майоликовой плиткой. Из майолики выполнен и иконостас. Несмотря на то, что с 1928 года разграбленный храм был превращен в антирелигиозный музей, оконные витражи и майоликовые панно, украшающие стены и своды, уцелели до наших дней.
Следующей остановкой в нашем путешествии по Ельцу стал Знаменский женский монастырь, основанный в 1683 году по благословению святителя Митрофана, епископа Воронежского. Монастырь, полностью разоренный за годы богоборческой власти, был передан Церкви в 2004 году и восстанавливается.
Из Ельца мы поспешили к вечернему богослужению — в Задонск, в Рождество-Богородицкий мужской монастырь, в котором покоятся мощи Святителя Тихона Задонского. Монастырь был основан около 1620 года двумя выходцами из московского Сретенского монастыря старцами-схимонахами Кириллом и Герасимом, которые принесли с собой список Владимирской иконы Богоматери, от которого впоследствии происходило немало чудес. Утром следующего дня, помолившись за Божественной Литургией в соборе монастыря и приложившись к мощам святителя и чудотворца Тихона, мы посетили Свято-Тихоновский Преображенский и Свято-Тихоновский Тюнинский монастыри, а затем отправились в обратное путешествие в Воронеж.
Там мы успели осмотреть Алексиево-Акатов женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, основанный в 1620 году, и поклониться хранящимся в нем святыням — иконам Божией Матери «Живононосный Источник» и «В скорбех и печалех Утешение», а также блаженной Феоктисте, погребенной на кладбище монастыря.
Затем мы отправились к Успенско-Адмиралтейскиому храму, рядом с которым пришвартован корабль-музей «Гото Предестинация» (Божие Предвидение), построенный по чертежам Петра I, а оттуда — в храм свт. Митрофана Воронежского, на территории которого находится святой источник в честь свт. Митрофана, освященный в 2002 году.
Он и стал конечной точкой нашего трехдневного паломничества к святыням Воронежского края.