Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Празднуя ныне Рождество Христово, Святая Церковь дает нам образцы ветхозаветных праведников, которые в течение всей своей жизни ждали Христа Спасителя, заповедовали это ожидание детям и внукам,
которые не потеряли своей веры и чаяния до конца. Она заставляет нас приобщиться к ним для того, чтобы и мы могли в трепете встретить наступающий великий праздник, который дается нам не как воспоминание, а как соприсутствие и переживание - вхождение в вертеп и поклонение с пастырями и волхвами. Мы должны и сегодня не только вспомнить ветхозаветных отцов, но и взять от них то, что наиболее соответствует нашему времени.
Ныне воспевали мы: "Велия веры исправления, во источнице пламене яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся: и пророк Даниил львом пастырь яко овцам являшеся, тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша". Святая Церковь вспоминает их ныне потому, что они по времени ближе к пришествию Христа Спасителя по сравнению с теми праотцами, которых мы прославляли неделю тому назад, а также и потому, что они являют нам яркий прообраз пришествия Христа Спасителя. Но не только они, но и всё ветхозаветное человечество имело в своей среде великих праведников, хотя и находилось во тьме.
Мы ныне видим не только зерцалом в гадании (1 Кор. 13,12), но уже явился Тот, Кому надлежало прийти и пострадать во избавление многих, наша вера совсем иная. Если нам теперь говорят, что мы должны быть долготерпеливыми, то главным примером для нас является Господь. Так и Апостол, призывая верующих к терпению, указывает им на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь душами вашими (Ев. 12,2-3). Он нам оставил пример, а у ветхозаветного человека было только одно слово, одно обетование: семя Жены сотрет главу змия.
Ветхозаветный человек был из рая переселен на землю, чтобы здесь "воспитатися честно" и снова вознестись в горний мир.
Адам ждал более 900 лет, он первого сына своего назвал "Приобретением", он не только имел эту веру и долготерпение, но и заповедовал её всем окружающим, когда умирал. Мы знаем, как Ной с великим долготерпением исполнял заповеданное Господом под всеобщие насмешки. Мы знаем, что терпел насмешки и Евер, который один не пошёл строить Вавилонскую башню, один останавливал тех, кто хотел творить беззаконие. Мы знаем и терпение Иовлево.
Зачем нужно терпение? По слову апостола Павла, оно нужно нам для приобретения опытности (от терпения опытность - Рим. 5, 2). Мы это хорошо знаем из обычной работы. Если мы с терпением учимся какому-нибудь делу, то только тогда и можем хорошо работать, а работа нетерпеливого бесплодна. Терпение рождает опытность - потому-то Церковь от лица этих великих праведников заповедует нам, чтобы и мы в терпении сохраняли надежду. Если терпение имеет такое великое значение, то что такое терпение? Как нам стяжать его?
"Терпение", говорит Иоанн Лествичник, "есть предназначение себе и ожидание ежедневной скорби". Так именно и шло ветхозаветное человечество. Господь сказал: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19). Но не нам ли сказано также: в мире скорбни будете (Ин.16,33).
В наше время, когда нас, верующих, презирают, оскорбляют и унижают, мы, ожидая Рождество Христово и предстоя ныне великим ветхозаветным отцам, должны понять, что иначе и быть не может, что мы должны приучить себя к терпению и ожидать этих скорбей.
Кто же из нас может назваться терпеливым?
"Не тогда мы можем назваться терпеливыми, когда мужественно переносим поругание от отца, но когда от всякого человека и презрения, и уязвления переносим с терпением".
Так все они и шли. С таким терпением шёл Моисей, когда те, кого он по воле Божией избавил от египетского рабства, укоряли его: Зачем ты вывел нас из Египта? (Исx. 17,3). Такое терпение было и у Давида, который не только не разгневался на злословившего его Семея, но даже запретил тем, кто хотел за него отмстить обидчику, говоря: Что мне и вам сыны Саруины? оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь (2 Цар.16,10). Великое дело относиться с терпением к наносимым оскорблениям.
"Я видел трех иноков, - рассказывает Иоанн Лествичник, - в одно время потерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред ближнего, пролил теплые слезы".
Мы, которые еще вовсе не достигли состояния этого первого брата, который оскорбился и смолчал, даже не представляем себе того делания, которое есть у второго и третьего. Но нам надо хоть это первое сделать, ибо когда мы смолчали, то уже сделали полдела, изъявили тем смирение. Второй брат, порадовавшийся за себя и опечалившийся за того, кто укорил его, ещё не мог молиться за врага, а третий уподобился Самому Господу, Который со креста прощал Своих мучителей и молился за них: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23,24).
В наше время, когда истинное учение оплевывается, когда ныне считают чуть ли не обязанностью оскорблять и унижать служителей Христовых, когда каждый из нас верующих считается "затемняющим народное сознание и верующим в бредни" и когда мы ныне стоим в преддверии величайшего праздника, - нам надо встретить Христа Спасителя в терпении, как заповедует Церковь. Мы сегодня будем иметь перед собой эти образцы ветхозаветных праведников, которые имели одно только свидетельство, и то, полученное не ими самими, но первым человеком. После того, как пришёл на землю Начальник и Совершитель веры Христос и претерпел за нас поругание, разве не нуждаемся мы в том же подвиге терпения, как и отцы наши? Они, как наши предки, отвечают и за нас, они дают нам примеры веры и терпения, и мы должны идти за ними. И нечего нам плакать о том, что так оскорбляют нас. Оскорбляли ведь и Самого Христа Спасителя. Нам надо жалеть о том, что есть люди, которые могли бы быть членами Святой Церкви, но находятся во мраке, о них надо молиться и проливать теплые слёзы. А терпение нам много легче иметь, чем в Ветхом Завете, только мы не идём этим путем. У нас есть ещё вера и даже желание исповедовать её, но терпения у нас нет. Вот ветхозаветные праведники и дают нам образ терпения. Если предстоящий праздник для многих из нас является радостью, то вспомните ветхозаветных отцов, которые шли подвигом терпения и на этом пути стяжали веру и духовную опытность.
Ожидая рождения Господа, мы должны радоваться даже и тогда, когда Он пошлёт нам великие испытания. И когда сегодня мы прославляем ветхозаветных праведников, мы должны помнить, что рождается наш Искупитель и что Он откроет перед нами райские двери. Аминь.