Памяти протоиерея Александра Куликова (1.12.1933 – 29.04.2009)

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЛИКОВ29 апреля 2009 года отошел ко Господу один из старейших московских священников, настоятель храма святителя Николая в Кленниках, наследник традиций святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых – протоиерей Александр Куликов.

Вся жизнь отца Александра неразрывно связана с Русской Православной Церковью второй половины ХХ – начала ХХI века, которой он ревностно служил до последнего часа.

О начальных этапах его жизни мы многое узнаем из воспоминаний самого отца Александра. Родился он 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Калининской (Тверской) области в верующей семье.

Отец Александр всегда с большой теплотой вспоминал мать – Анну Васильевну, которая наполняла верой быт крестьянской жизни, приучала к труду с молитвой. Однажды Саша упал и сильно ушиб себе бок. Образовалась опухоль. Врачи предлагали операцию, но перед этим мама повезла сына в Тверь. Промыслительно они оказались в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей  (Успенский, ныне прославлен в лике святых). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша выздоровел. Анна Васильевна, а впоследствии и повзрослевший Александр, верили, что совершилось чудо по молитвам владыки Фаддея.

В 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны погибли отец семьи Куликовых Сергей Васильевич и старший брат Александра Петр. Благодаря материнской заботе и воспитанию жизни по вере большая семья прошла сквозь тяжелые военные и послевоенные годы. В 1948 году умирает Анна Васильевна. Александр с сестрами переезжает в Тверь, где оканчивает среднюю школу и еще школьником прислуживает в соборе Белая Троица у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархию епископа Арсения (Крылова), которого будущий отец Александр глубоко чтил как воспитателя, заменившего ему отца. В 1950 году владыку переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.

***

В 1952 году Александра Куликова призвали в армию. Служил он в Средней Азии, первоначально в г. Фергана. Здесь произошло знаменательное событие, во многом определившее жизнь батюшки, - его встреча с архимандритом Борисом (Холчевым), духовным сыном отца Алексия и отца Сергия Мечевых, а также оптинских старцев – Анатолия-младшего и Нектария. После освобождения из заключения отец Борис служил в Фергане.

Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: «С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с Крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: «Вы желали исповедоваться?» Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедующегося, он умел найти нужные слова, проникающие в душу и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека.
Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, а священнику – общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Тайн. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых…
После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня – на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента, я продолжал бывать у него; приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией)…»
Добавим и о глубоком впечатлении, которое возникло тогда у «солдатика», как называл Александра отец Борис, при взоре на новый иконостас Ферганского храма. Этот иконостас, написанный Марией Николаевной Соколовой, воспроизводил образы преп. Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

***

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЛИКОВВ 1956 году Александр Куликов поступает в Московскую Духовную Семинарию. А через два года в Успенском храме Новодевичьего монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий Патриарх, рукополагает его во диакона. Местом службы был определен Владимирский храм села Куркино.
В 1959 году диакон Александр оканчивает семинарию. В ноябре он переводится из Куркино в Москву, в церковь Преображения на Преображенской площади (не сохранилась), где в то время служил «московский вития» митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В 1960-м отец Александр назначается диаконом в храм свт. Николая в Кузнечной слободе. Здесь 13 ноября 1960 года епископ Дмитровский Пимен рукоположил его в сан священника. Настоятелем Николо-Кузнецкого храма был тогда протоиерей Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой иерей, получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот же период завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда было, - вспоминал отец Александр. – Рядом – мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом – иеромонах Павел. Напишешь ему письмо с вопросом: «Как поступить?» и получишь ответ: «Не делай этого – нет воли Божией». Или наоборот: «Есть воля Божия…»
С отцом Всеволодом в Николо-Кузнецком храме отец Александр прослужил двадцать лет, и все эти годы был «правой рукой» настоятеля. В 1968 году он заочно окончил Московскую Духовную Академию, его кандидатская работа называлась «Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения».

Дважды переводили отца Александра из Николо-Кузнецкого храма на окраины Москвы: с 1968 по 1969 год на должность настоятеля в Крестовоздвиженскую церковь в Алтуфьеве, а в 1983-м - в храм свв. мчч. Адриана и Наталии на Ярославском шоссе. Все эти годы отец Александр духовно окормлял оставшихся в живых членов маросейской общины времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых, духовных чад архимандрита Бориса (Холчева), перешедших к нему после кончины отца Бориса. Еще в Фергане и в Ташкенте «солдатику» было предсказано отцом Борисом: «Вы – наша смена». Перед кончиной отец Борис передал будущему отцу Александру свою духовную библиотеку, многие святыни храма свт. Николая в Кленниках, главная среди которых – храмовый антиминс. Этот антиминс был спрятан прихожанами во время закрытия церкви и сохранен внутри иконной доски, на которой Мария Николаевна Соколова написала образ святителя Николая, держащего в руке маросейский храм.

***

В 1990 году власти передали храм свт. Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, и по Указу Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Александр стал настоятелем маросейского храма. Все святыни, хранившиеся у батюшки, - иконы, утварь, облачения – вернулись в свой храм, а на антиминсе, сохраненном внутри иконы с изображением святителя Николая, 17 декабря 1990 года в возобновляемом храме была отслужена первая Литургия.
«Мечёвцы», окормлявшиеся ранее отцом Александром в Николо-Кузнецком храме и в храме свв. мчч. Адриана и Наталии, вернулись на Маросейку как в родной дом, с радостью увидев в отце Александре преемника старцев начала ХХ века, приняв в свою семью новые поколения духовных детей батюшки. С 1990 года под руководством отца Александра началась новая жизнь маросейского храма.

***

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЛИКОВСледует вернуться несколько назад, чтобы увидеть, каким был отец Александр и его паства ко времени начала возобновления храма свт. Николая в Кленниках. Кроме упомянутых ранее владыки Арсения (Крылова), архимандрита Бориса (Холчева), иеромонаха Павла (Троицкого), протоиерея Всеволода Шпиллера, отец Александр считал своими наставниками епископа Стефана (Никитина, бывшего в свое время старостой в маросейском храме), архимандрита Тавриона (Батозского). От этих подвижников отец Александр перенимал духовный опыт, активное отношение к миссии священника, ревность к богослужению, любовь к его красоте, внимание к человеку.

Воспринятые от Бога, воспитанные с детства многими наставниками и подвигом жизни, священнические дары отца Александра были разнообразны. Особенно проявлялся его пастырский дар в заботе о восстановлении и устроении канонической стройности богослужения и благолепного облика храмов, где ему доводилось трудиться. Начиная с Николо-Кузнецкого храма под его наблюдением содержалось все храмовое хозяйство: алтари, ризницы с их древними иконами и облачениями, за реставрацией которых отец Александр всегда с любовью следил лично; вентиляция храма, церковный двор… - ничто не было лишено его внимания. 

В течение недолгого (менее, чем на год) перевода в Крестовоздвиженский храм села Алтуфьево, во времена, когда любой ремонт храма требовал не только больших затрат, но и был сопряжен с административными сложностями и даже с опасностями, отец Александр устроил белокаменный Престол в алтаре этого храма.
Отец Всеволод Шпиллер усиленно ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием I о возвращении отца Александра в свой храм. Ходатайство было удовлетворено, скоро отец Александр вернулся в Николо-Кузнецкий храм. При первой же возможности в Николо-Кузнецком храме был проведен капитальный ремонт, организация которого была поручена отцу Александру. Во время ремонта духовными чадами отца Всеволода и отца Александра были выполнены канонические росписи всех трех алтарей (1979-1980 г.г.), что было в те сложные для Церкви времена большой победой.
В «Журнале Московской Патриархии» не раз публиковались статьи отца Александра о Николо-Кузнецком храме и его чтимой иконе Божией Матери «Утоли моя печали». В 70-80-е годы духовные чада отца Александра ведут научную и реставрационную работу в Государственном музее Древнерусского Искусства им. Андрея Рублева, реставрируют иконостас и выполняют настенные росписи храма св. вмч. Димитрия Солунского Красногорского района Московской области.

Среди духовных чад отца Александра становится все больше людей разнообразных областей культуры, как церковной, так и светской, а особенно художников. Сам же отец Александр говорил об этом так: «Я благодарен Богу за знакомство со многими и многими образованными людьми, у которых так многому можно научиться».
Во время служения отца Александра в храме св. мч. Адриана и Наталии главным деланием для его чад стало восстановление «возобновленного первенца Москвы» - Свято-Данилова монастыря. С глубокой благодарностью вспоминает отца Александра архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), бывший первым наместником Данилова монастыря. Силами реставраторов, окормлявшихся у отца Александра, был полностью воссоздан огромный иконостас храма Семи Вселенских Соборов. Его духовные чада — иконописцы, ставшие сотрудниками монастыря, пишут первые иконы новопрославленных святых, канонизированных на юбилейном Поместном Соборе 1988 года. В это же время чада отца Александра пишут иконы для Свято-Духовского монастыря в г. Вильнюсе (Литва), работают в Псково-Печерском и в Толгском монастырях. Чуть позже восстанавливают пострадавший от пожара Покровский храм Московской Духовной Академии, участвуют в организации и преподают в иконописной школе при МДА, расписывают семинарский храм преп. Иоанна Лествичника.

И по сей день чада маросейской общины трудятся над реставрацией и созданием икон и настенных росписей в православных храмах и монастырях, как в России, так и за ее пределами, в частности, во Франции, в Бельгии, в Швеции, в США, на Святой Земле. В местечке Бюси во Франции, в Покровском монастыре, где любил бывать отец Александр, с его живым участием был построен и расписан храм.

***

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЛИКОВНо духовные дары отца Александра заключались не только в воспитании художников и внешнем благоукрашении храмов. Выросший в простой крестьянской среде, обладая природным благородством души, восприняв опыт душепопечительства от мудрых наставников прежних времен, он стал духовником для многих представителей московской интеллигенции и духовенства. Немало людей, окормлявшихся у отца Александра, избрали пастырский путь, и в приобретении опыта своей священнической деятельности видят несомненную заслугу отца Александра.
Священником стал и его родной сын – протоиерей Сергий, настоятель храма свв. бессребр. Косьмы и Дамиана в Химках. Замужем за священником была и его дочь Людмила (ее муж – протоиерей Александр Шередекин, настоятель храма Рождества Богородицы в с. Мячково Московской области скончался в 2008 году), священниками стали и внуки – отец Димитрий, отец Иоанн Шередекины, отец Филипп Куликов, а также племянники – отец Александр и отец Димитрий. Можно сказать, что отец Александр Куликов становится во главе большого священнического рода.
Любовь к Православной Церкви – главное, о чем так ревностно заботился отец Александр в своей «малой Церкви», семье Куликовых, и в большой духовной семье – в маросейской общине.
В дни назначения отца Александра настоятелем храма свт. Николая в Кленниках он понес тяжелую утрату: 8 сентября 1990 года скончалась его матушка Галина Куликова.

***

Став настоятелем маросейского храма, отец Александр еще полнее раскрывал свой многогранный талант. Начало его служения на Маросейке было положено еще до фактической передачи здания храма Русской Православной Церкви – с водосвятных молебнов перед Феодоровской иконой Божией Матери, маросейской святыней, перед которой молились св. прав. Алексий и священномученик Сергий Мечевы. Монахиня Иулиания (Соколова) сохранила икону, а перед своей кончиной передала образ в ризницу МДА.
С этих молебнов в единственной пока переданной комнате дома причта началось собирание отцом Александром маросейской паствы – и старых членов мечевской общины и чад, воспитанных им в последние десятилетия, и совсем новых поколений православных христиан.
Необходимо было привести и внешний вид храма, и его интерьеры в церковный вид. Храм был возвращен обезглавленным, с внутренними помещениями, почти не напоминавшими о церковных формах, без пола на первом этаже. Устанавливая добрые отношения с городскими реставрационными организациями и службами охраны памятников, отец Александр одновременно собирал силы своего прихода для ремонтных работ. В этих восстановительных работах крепла и сближалась новая маросейская община. С первого года служения в храме была воссоздана иконописная школа под руководством Ирины Васильевной Ватагиной, ученицы Марии Николаевны Соколовой. Труды по возрождению русской иконы Мария Николаевна начинала именно здесь, на Маросейке еще при отце Алексие и отце Сергие Мечевых. Силами приходской иконописной школы и был, в основном, восстановлен храм. Каждый шаг этого труда был вдохновлен отцом Александром, каждое малое свершение радовало его. Выпускники и сотрудники маросейской приходской иконописной школы в это же время восстанавливают и другие храмы и монастыри. В стенах школы отец Александр благословил работу первых мастерских Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне ПСТГУ), а первыми преподавателями иконописи на факультете церковных художеств стали его духовные чада. В 90-е годы отец Александр собирает на Маросейке представителей новых поколений иконописцев, реставраторов, мастеров церковных ремесел, духовно заботится о них, зовет на труды.

***

Забота и внимание отца Александра не замыкались только на жизни храма. Он много путешествовал, отпуска неизменно проводил в монастырях, посетил многие святые места в России, а в последние годы во Франции, в США, на Афоне, на Святой Земле. Духовенство зарубежных епархий и епархий РПЦЗ благодарно отцу Александру за его вклад в дело воссоединения Русской Церкви с ее зарубежной частью.

***

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР КУЛИКОВЕдва ли не центральным событием жизни отца Александра стала канонизация святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых, обретение мощей отца Алексия и перенесение их в маросейский храм. Почитание родоначальников маросейской общины началось с первых же богослужений поминовением на Литургии и на панихидах, служением в памятные дни панихид на Введенском кладбище в Лефортово, где почивали останки старца Алексия. Отец Александр лично участвовал в подготовке документов к канонизации Мечевых, молитвенно обращался непосредственно к отцу Алексию и отцу Сергию, видя великий назидательный смысл для паствы в общецерковном признании их святости.
Деяние юбилейного Поместного Собора о причтении отца Алексия и отца Сергия к лику святых было воспринято отцом Александром с большим воодушевлением и вскоре он написал прошение Святейшему Патриарху Алексию II о перенесении честных мощей св. прав. Алексия « в храм, где он прослужил всю свою жизнь». Крестный ход из Новоспасского монастыря, где находились новообретенные мощи, в храм на Маросейке стал заметным событием в церковной жизни Москвы. То, что общецерковно прославленный в лике праведных, батюшка Алексий стал рядом, придало новые силы отцу Александру. После этого события, когда мощи св. прав. Алексия вернулись в свой храм, отец Александр благословил ежедневное совершение в храме Божественной Литургии.
В приветственном адресе к 70-летию своего пастыря прихожане так вспоминают незабываемые годы трудов и молитвы на Маросейке: «Храм находился в полном запустении... Теперь он восстановлен и в нем налажена полноценная церковная жизнь. Ведется богослужение во всех четырех приделах, на новых главках восстановлены кресты, воссоздана колокольня. Новые иконостасы, росписи, паникадила, утварь, облачения украшают богослужения.
Несмотря на скромные возможности храма, первое Ваше деяние – открытие иконописной школы, тогда еще единственной в Москве, к тому же имеющей детское отделение. Вы «приютили» иконописное отделение Свято-Тихоновского Богословского института. Вы покровительствуете не только иконописцам, но и мастерам резьбы по дереву и камню, набойки тканей для облачений и вышивки. И все это способствует украшению храма и духовному росту людей.
В эти годы произошли события уже всецерковного значения – прославление святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых, обретение и перенесение мощей старца Алексия в наш храм – Его храм. Здесь Ваше участие неоценимо…»

***

Заслуги отца Александра на протяжении его более, чем сорокалетнего служения, всегда высоко отмечались священноначалием. Он награжден всеми литургическими церковными наградами, включая право совершения Божественной Литургии при отверстых Царских Вратах до «Отче наш…», многими церковными орденами.
За свое долгое служение отец Александр обрел большое влияние в среде духовенства, пользовался уважением деятелей церковной культуры, снискал горячую любовь многих и многих прихожан.
Главное же священническое делание отца Александра — это, несомненно, молитвенное предстояние за свою паству. Благоукрашение храмов, где служил отец Александр, храмов, каждый из которых он так любил, было видимым выражением его любви к Богу, которая сокровенно жила в его молитве. Благодаря этой его любви, многие и многие люди пришли в Церковь, стали настоящими чадами Божиими, в чем и есть главная награда для священника.

***

Последние пять лет отец Александр страдал тяжелым недугом, но продолжал служить и руководить жизнью прихода.
Последнюю Литургию отец Александр служил на праздник Сретения Господня 2009 года. После этого он приезжал в храм, причащался, руководил приходской жизнью. Резкое ухудшение здоровья наступило на Страстной седмице.
Скончался батюшка 29 апреля 2009 года.
Отпевание состоялось 1 мая. Накануне был совершен парастас, во время которого приезжали проститься с собратом архиепископ Истринский Арсений и архиепископ Владимирский Евлогий. Чин отпевания совершали около пятидесяти священников и девять диаконов. Возглавлял отпевание по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архиепископ Дмитровский Александр. На отпевании молилось множество народа, заполнявшего храм и церковный двор. После обнесения вокруг храма, гроб был поставлен во дворе, где народ долго шел прощаться с дорогим батюшкой. В доме причта была предложена поминальная трапеза, на которой было сказано много теплых слов о почившем пастыре, о его любви к людям, о его молитвенном даре.
Погребение отца Александра было совершено на Николо-Архангельском кладбище в селе Никольское Балашихинского района Московской области, в нескольких метрах от алтаря храма, неподалеку от могилы его матушки. Погребение возглавлял протоиерей Владимир Воробьев, настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор ПСТГУ, близкий друг усопшего.
Вечная тебе молитвенная и благодарная память, дорогой батюшка, отец Александр!

Май 2009 г.

Прот. Николай Чернышев,
Клирик храма свт. Николая в Кленниках.



Автор выражает глубокую признательность Приходскому Совету храма свт. Николая в Кленниках, а также главному редактору «Московского журнала» Анне Филипповне Грушиной за любезно предоставленные материалы об отце Александре.
Биографические сведения приводятся по материалам публикации «Московского журнала» (№1, 2004 г.).

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ