Страницы истории храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках

1Церковь Святителя Николая в Кленниках, памятник архитектуры XVII- XVIII веков, находится в историческом центре Москвы на улице Маросейка.

Во времена Российской Империи, согласно принятому тогда территориальному делению, по метрике 1886-1887 гг. храм относился к Сретенскому сороку. Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора 1551 года были распределены на старо́ства, или благочиния, которые назывались «сорока́ми». Согласно современному административно-территориальному делению храм расположен в Белом Городе столицы, в районе Басманный Центрального административного округа и относится к Богоявленскому благочинию Центрального и Южного викариатства города Москвы.

Москва средневековая была небольшим укреплением на Боровицком холме, окруженном сёлами и слободами. Восточная часть Белого города - почти не заселённая местность с проходящей по ней Стромынской дорогой, примыкавшая к Китайгородской стене между Сретенскими воротами и Яузой, начала застраиваться к концу ХV века. При Великом князе всея Руси Иоанне III здесь возводятся Пушечный двор с Кузнецкой слободой, Златоустовский монастырь, селятся выведенные из Новгорода и Пскова семьи знати. Между дорогой и рекой Яузой устраиваются великокняжеские сады. Строятся первые церкви с прибавлениями по характеру местности в их названиях: «на бору», «в дербах» (дебрях), «под сосенками» и т.п. К северу от Кулишек простирались местности, известные в XVI—XVII веках под характерными названиями: «глинищи», «в садех», «Кучково поле».

2Вся улица, начинавшаяся у Ильинских ворот Китай-города, тогда именовалась Покровкой (по древней церкви Покрова Пресвятой Богородицы «в садех», стоявшей напротив Никольского храма и разобранной в 1777 году за ветхостью). К нашему времени прежнее название за улицей сохранилось от Армянского переулка в направлении к Садовому кольцу, а ближняя к Кремлю часть стала называться Маросейкой. Это название появилось от находившегося на углу с Большим Златоустинским переулком (Маросейка, 9/2) Малороссийского подворья — представительского учреждения для официальных лиц, приезжавших с Украины. В дальнейшем длинное для московской речи - «скороговорки» слово «Малоросейка» преобразилось в «Маросейку».

История церкви Святителя Николая в Клённиках уходит в описанное выше далёкое прошлое и насчитывает более пяти столетий. Храм в его нынешнем виде является типично московским памятником архитектуры XVII-XVIII веков – здание не имеет каких-то особо выдающихся декоративных элементов, но отражает историю города.

Первое упоминание о церкви – известие из Патриаршей, или Никоновской, летописи под 6976/6977 (1468/1469) годами: «Того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорецъ». Запись сделана непосредственно за сообщением о большом пожаре, бывшем 23 мая и охватившем значительную часть посада к востоку от Кремля — он едва не перекинулся на город (то есть Кремль): «Истомно же тогда было и нутри граду, понеже бо ветрено было и вихор мног; но Бог сохранил его». Празднование памяти преподобного Симеона Столпника «иже на Дивной горе» — 24 мая по старому стилю, на следующий день после пожара — свидетельствует об обетном характере постройки этой первоначально деревянной церкви. Церковь преподобного Симеона Дивногорца упоминалась в документах вплоть до конца XVII века (в ладанной книге 1585 года, в ружных книгах 1677 и 1681 годов).

Впервые изображение храма на средневековых планах Москвы появилось в 1610-м году, на так называемом Сигизмундовом плане: напротив Покровской церкви в начале улицы изображена каменная церковь, о чем свидетельствует ее форма — одна главка на горке кокошников, завершающей четверик.

В переписи дворов 1629 года читаем: «Против Покрова Пресвятыя Богородицы по другую сторону Покровки место церковное Казанские Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца», что говорит о появлении уже к тому времени новых приделов.

В Строельной книге церковных земель 1657 года храм записан каменным.

3Сопоставление ружных книг за 1677, 1681 и 1699 гг. (в такие книги записывалась руга - жалованье, выплачивавшееся от казны причту церквей, не имевших доходов) показывает, что за последний указанный год место церкви Симеона Дивногорца в перечне по местоположению, составу причта и размеру руги занял храм Святителя Николая на Покровке в Блинниках. Храм упоминался с 1620 г. в Писцовой книге и делах Каменного приказа также Казанским – то есть церковь, именовавшаяся ранее Симеоновской, стала называться по новым престолам. Приделы Казанской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая, отстроенные в кирпиче, стояли вплотную к деревянному храму. Пожары в этой части посада случались весьма часто, храм еще не раз горел: есть сведения о пожарах, затронувших его в 1676, 1689, 1737 годах. Для того исторического периода исчезновение деревянных строений в огне было рядовым, не все фиксировалось документально — очевидно, что древний, положивший основание нашему храму деревянный придел преподобного Симеона Дивногорца оказался утраченным, остались лишь возведенные позднее каменные. Сейчас в отношении местонахождения храма прп. Симеона Дивногорца есть различные версии современных краеведов - исследователей московской старины; однако утверждать однозначно, что этот древний храм не связан с появлением Николо-Клённиковского храма, невозможно, и в нашем храме ныне почитается св. прп. Симеон Дивногорец, есть и фреска этого святого в приделе св. прав. Алексия и сщмч. Сергия.

В 1919 и 1925 гг. было проведено обследование храма архитекторами, сделавшими заключение, что построено здание было поэтапно – северная и южная части являются как бы отдельными церквами, примкнутыми одна к другой – верхние карнизы их имеют разную форму, причем северная сторона построена раньше. «Первоначально церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север–юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел. В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с абсидой и притвором: тогда же с юга возвели новый, Казанский придел».

Таким образом, записанный в 1657 году в Строельной книге каменный храм был одноэтажным, а более привычный нам вид обрел к 1701 году. «Августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках» (и вскоре был надстроен второй этаж над приделом). Колокольню возвели в 1749 году при восстановлении храма после разрушительного пожара (1748), когда «внутри все погорело без остатка», и ею завершилось формирование архитектурного облика церкви. Несмотря на позднейшие переделки и внешнего, и внутреннего устройства, облик храма сохранился в том же виде до нашего времени.

4Внимания архитекторов и историков храм не привлекал и в публикациях о выдающихся московских церквах он не упоминается.

Существует благочестивое предание, что в 1812 году, когда Москва горела сплошь, храм святителя Николая чудотворца в Кленниках «совершил свой подвиг», встав на пути огня и не позволив ему распространиться. Урон, нанесенный храму французскими оккупантами, исправили не сразу: «В клировых ведомостях означенной Николаевской церкви 1813 г. написано: «После неприятеля придел освящен 1812 года декабря (число опущено) дня, Казанская еще не освящена за неисправностию в рассуждении благолепия вкладчиков быть имеющегося».

Отметим изменения названия храма в разные исторические периоды. В 1901 году на страницах нескольких номеров «Московских епархиальных новостей» велась полемика между учеными иереями о наименовании местности, где церковь находилась. Прибавление к названию храма варьировалось в зависимости от времени и исторических обстоятельств: «что на Покровке», «у решеток за Никольскими вороты» (решетками в старину назывались деревянные заставы в конце улицы, которые на ночь запирались), «в Блинниках», «в Клинниках», а с 1771 года в документах он уже пишется «в Клённиках». Версия последнего, оставшегося и доныне за нашим храмом названия основана на записи в метрике 1886-87 гг.: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».

5В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя И. Д. Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексием Мечевым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка, №7/8). По тогдашнему закону между сопредельными владениями возводились глухие стены.

В 1926─28 годах по инициативе прихода и настоятеля храма протоиерея Сергия Мечёва были произведены реставрационные работы под руководством известного архитектора - реставратора Д.П. Сухова. Они затронули фасады (были восстановлены наличники окон на южной стороне) и нижний этаж, где в северной части были выявлены элементы древней архитектуры и воссоздан придел, освященный во имя св. Алексия Человека Божия. Были исследованы и восстановлены окна первого яруса северного придела, оконные обрамления абсиды и четверика церкви, установлены кубчатые решетки по древнему образцу.

6В 1932 г. храм был закрыт. Божественная Литургия совершалась на Благовещение, 7 апреля 1932 года, затем последний, к тому времени остававшийся на свободе, священник из клира храма был арестован. 6 октября 1932 года храм был окончательно закрыт, затем разорен и обезглавлен.

Здание церкви и домик причта сначала использовались, после внутренней перепланировки, под жилые помещения; нижний храм дал приют слабовидящим инвалидам; в дальнейшем, в 1950-60 гг., храм превратили в подсобное помещение соседних учреждений. В доме № 3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свои службы. Алтарная часть использовалась под кассы. Двусветный четверик Казанского придела был разделён перекрытиями на два этажа. Всё церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение составила лишь дошедшая до нашего времени роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.

Долгие годы поруганная святыня пребывала в запустении. Но невидимый миру Ангел Божий хранил святой храм, и к концу ХХ века и над ним сбылись слова: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней!». 18 июля 1990 года храм был возвращён Русской Православной Церкви.

Первым настоятелем после открытия храма стал протоиерей Александр Куликов (1933 – 2009), с 2011 года настоятелем храма назначен протоиерей Николай Важнов.

Больше фотографий храма – в фотогалерее «Сквозь время»

7

8

9

 

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ