Светлой памяти Алексея Дмитриевича Червякова

3 апреля 2007 г. на 60-м году жизни скончался замечательный человек, ученый, книговед, хранитель отечественного рукописного наследия, Алексей Дмитриевич Червяков.

Алексей Дмитриевич родился в старой московской семье, известной еще с XVII в. Более 23 лет он проработал в Государственной библиотеке (РГБ), в отделе хранения редких книг, где широкие познания в области книжного дела позволили ему стать ответственным за реставрацию и переплет редких книг и особо ценных изданий.

В 1966—1968 гг. Алексей Дмитриевич возглавлял первичную организацию ВООПИиК в библиотеке и отдал много сил делу охраны памятников в Москве. В 1972 г. он перешел на работу в Отдел рукописей, где ярко проявился его талант хранителя отечественных памятников рукописного дела. Он последовательно занимался историей рукописных собраний и экспертизой рукописных материалов XVII—XX вв., делая все возможное, чтобы обработанные им фонды становились доступными для исследователей. Ему довелось участвовать в обработке не только целого ряда личных архивных фондов — музейного собрания Н.П. Румянцева, архива А.С. Зерновой и др., но и таких колоссальных по масштабу архивных фондов, как Московская Духовная Академия, Свято-Введенская Оптина пустынь.

В 1979 г. Алексей Дмитриевич преподавал в Московском полиграфическом институте, где читал курс «Поэтика библиографической работы» и параллельно руководил дипломными проектами. С 1988 г. Алексей Дмитриевич — старший научный сотрудник в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, где он читал курсы лекций по истории древнерусской культуры и «Русскому месяцеслову». Здесь же, в Музее, им был подготовлен план постоянной экспозиции древнерусской монументальной живописи, утвержденный Министерством культуры СССР в 1989 г.

В 1990—1993 гг., являясь экспертом по проблемам культуры в Моссовете, Алексей Дмитриевич много сделал для возвращения исконных имен московским улицам, способствовал возвращению г. Загорску имени Сергиев Посад.

Трудясь в «Комиссии по свободе совести, вероисповедания, милосердия и благотворительности», Алексей Дмитриевич стоял у истоков дела передачи православных храмов Русской Православной Церкви, делая все возможное, чтобы московские храмы были возвращены прихожанам.

С 1993 г. Алексей Дмитриевич трудится в Психологическом Институте РАО, где занимается историко-психологическими исследованиями. Им были подготовлены к печати труды российских психологов XIX — начала XX вв.: Г.И. Челпанова, A.M. Лопатина, В.В. Зеньковского, а в 1994 г. подготовлена к изданию книга «Психологический институт на Моховой».

С 1995 г. А.Д. Червяков встал у истоков «Челпановских чтений», на которых им был прочитан ряд докладов: «Практическая психология Бориса Холчева (к 100-летию со дня рождения)», «Музыкальная герменевтика С.Н. Беляевой-Экземплярской», «Явление музыки в графеме» и др.

С 199—2003 гг. Алексей Дмитриевич — соруководитель программы научных исследований Центрального регионального отделения РАО «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», в рамках которой определил и сформулировал методологические принципы формирования национально-регионального содержания образования в России. Им была предложена экспериментальная модель региональных межведомственных учебных комплексов, ориентированных на подготовку преподавателей дисциплин родиноведческого цикла, и впервые разработаны программы: «Родиноведение», «Духовно-нравственные традиции русского народа», «Православная певческая культура», «Памятники византийской литературы в древнерусской книжности», «Каллиграфия для средней школы», «История книги», «Православная психология», «Образы русской архитектуры», «Русский паломник», «Триодные тексты в русской культуре», «Домострой и жизнь русского народа в XVI—XVII вв.», «Творчество Ф.М. Достоевского в контексте истории русской православной культуры».

В рамках работы в РАО А.Д. Червяков разработал концепцию первой в России кафедры «Православная педагогика», открытой на филологическом факультете Тольяттинского филиала Самарского государственного Педагогического университета в 1995 г., сотрудникам которой он оказывал духовную и научную поддержку.

Алексей Дмитриевич много работал в Белоруссии. С 2005 г. он руководил разработкой учебной программы «Святыни белорусского народа» и являлся активным участником Международного семинара «Роль Православия в формировании духовных, культурно-исторических и государственных традиций белорусского народа».

Алексей Дмитриевич был также организатором и участником Международных Свято- Пантелеимоновских образовательных чтений. Стоит отметить, что проводимые в июне 2007 г. III Международные Свято-Пантелеимоновские чтения были посвящены «Светлой памяти подвижника просвещения в духе Православной веры Алексея Дмитриевича Червякова».

В 2000—2005 гг. Алексей Дмитриевич, сотрудничая с Ярославской епархией, стал инициатором Свято-Игнатьевских образовательных чтений, проводимых в православной гимназии Ярославля. С докладами чаще всего выступали учащиеся гимназии. Незадолго до смерти, подводя итоги совместной деятельности с Ярославским краем, Алексей Дмитриевич записал: «Только за 2000—2001 гг. нами совместно было проведено 19 конференций, семинаров и образовательных чтений, издано 17 научно-методических сборников и авторских учебных программ, опубликовано 47 статей по проблемам содержания образования, а также воспитания и обучения школьников».

Алексей Дмитриевич на протяжении многих лет изучал святоотеческое наследие Оптинских старцев и в результате подготовил к изданию книгу «Письма великих Оптинских старцев» (М., 2003, 2006).
Многолетняя деятельность и активная жизненная позиция A.M. Червякова были отмечены и государством. Академическая программа «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» была удостоена Государственной премии Президента России. В 1998 г. Алексей Дмитриевич стал лауреатом Государственной премии за создание и внедрение авторской модели «Система психологического обеспечения развивающегося образования на основе теории социогенеза» для региональных систем образования.
Уход из жизни Алексея Дмитриевича — большая потеря для российской культуры, педагогики, психологии. Его плодотворная деятельность остается примером того, как надо понимать долг перед Родиной и служить науке и духовному возвышению народа.

Вспоминается утешительное слово Спасителя нашего: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Иоанн, 12, 24) и другое слово о том. что «верующий в сына Божия не умирает, а лишь переходит по смерти в жизнь» (Иоанн, 5, 24).

Статья перепечатана из журнала "Мир Божий" №13 2008-2009 гг.

 

Особо почитаемые святые, новомученики и исповедники

Духовенство храма

Поиск материалов


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ