Александр Борисович Салтыков родился 24 мая (н. ст.) 1900 г. в Москве в старинной дворянской семье. Окончив гимназию в 1918 г., он поступил на историко-филологический факультет Московского государственного университета и одновременно стал работать в Историческом музее. После окончания университета Александр Борисович написал диссертацию о русско-татарских отношениях в XIII веке, но защитить или опубликовать ее было в то время невозможно. Он являлся также членом Общества Истории и Древностей Российских, существовавшего до 1925 г.
В 1922 г. он стал прихожанином храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, застал еще о. Алексия Мечева и стал духовным сыном о. Сергия Мечева. Будучи всем сердцем предан Церкви Христовой, обладая исповеднической верой, он глубоко переживал обстоятельства и проблемы церковной жизни в эпоху все усиливавшихся гонений. Сам он был арестован первый раз в 1929 г. при выходе из храма. Вскоре его освободили, но осенью 1930 г. он был арестован вторично. Около года пробыл он в Бутырской тюрьме. На допросах он не назвал ни одного имени, и следователь сказал ему, что он будет расстрелян. Полгода он ждал и готовился к расстрелу, но ему "дали" пять лет, которые он отбывал в Мариинских лагерях на р. Яе. В 1934 г. А. Б. Салтыков был освобожден без права проживания в крупных городах. После томительных скитаний он получил работу в Гжели, где под его художественным руководством был возрожден старый керамический промысел, пришедший к тому времени в полный упадок. Он был бы здесь арестован в третий раз, если бы хозяин дома, где он жил, не успел предупредить его, так что он ушел огородами, когда "за ним пришли". Во время войны Александр Борисович получил прописку в Москве, вернулся в Исторический музей, где организовал отдел керамики и стекла. Не находя возможности заниматься в сложившихся условиях древней русской историей и будучи человеком кипучей энергии, он в послевоенное время особенно деятельно занимался спасением и развитием погибавших русских народных художественных промыслов, видя свою цель не только в сохранении русской культуры, но и в том, чтобы дать средства к существованию десяткам и сотням тысяч людей. Эта деятельность привела к тому, что в "либеральном" 1957 г. он неожиданно для себя был избран ответственным секретарем Союза художников СССР. Тогда же он читал лекции в МГУ.
Творчество А. Б. Салтыкова было глубоко и обширно, более всего он занимался историей и теорией декоративного искусства, практическими вопросами спасения и развития народных промыслов.
Однако, главным для него всегда была вера, молитва, подвиг духовной жизни. С юности участвуя в религиозно-философском кружке М. А. Новоселова, он в течение всей последующей жизни постоянно изучал святых отцов, писал на богословско-исторические темы.
Личное общение с Александром Борисовичем многим людям помогло обрести веру. Он был необыкновенно привлекателен, соединял в себе пламенную веру, смирение и кротость, благородство и простоту, ум мыслителя и тонкий художественный вкус, замечательную внешнюю красоту, прекрасный голос и удивительную скромность.
Жизнь Александра Борисовича была страдальческой. С молодости он постоянно тяжело болел. Голод, войны, тюрьмы, лагерь, скитания, разлука или гибель многочисленных близких людей, вынужденно подпольная религиозная жизнь, внутреннее неприятие духа советской действительности, — все это содействовало очищению и углублению сердца, исканию благодатной помощи Божией, жизни в Боге. Всю свою жизнь Александр Борисович старался трудиться для Бога и ближних. В его творческом наследии множество ученых искусствоведческих работ (о них дает представление посмертное издание избранных трудов 1962 г.) и много работ и набросков на духовно-церковные темы, оставшихся неизданными. Скончался Александр Борисович Салтыков 30 апреля 1959 г. в четверг Страстной Седмицы.
Протоиерей Владимир Воробьев
------------------------------------------------------------------------------------
Текст статьи публикуется по следующему изданию:
Воробьев В., прот. Александр Борисович Салтыков: к сорокалетию со дня кончины. //Мир Божий. № 2(5). 1999. С. 52