НЕ ПРОСТО ВИД ХУДОЖЕСТВА
Светлым и радостным человеком была художница Ирина Владимировна Волочкова. На недавней выставке ее работ в выставочном зале НИИ культуры и природы о ней вспоминали те, кто ее хорошо знал: подруги юных лет и нынешние прихожане храма Святителя Николая в Кленниках на улице Маросейке, что в самом центре Москвы.
Перелом в жизни этой успешной профессиональной художницы, автора множества тонких пейзажей и проникновенных портретов современников, произошел тогда, когда переступила она порог храма. Хотела помочь дому Божиему и выполняла в нем послушание... уборщицы, смиренно забыв о своем творческом призвании, которое тогда казалось исключительно светским, мирским. И - Промыслом Божиим - стала иконописцем. С тех пор, закончив работу, она не ставила своего имени на иконной доске, как привыкла подписывать живописные холсты. Светское творчество, почти всегда неотделимое от той или иной степени гордыни, уступило главному призванию - писанию святых образов.
Прошло уже два года после кончины Ирины Волочковой, и некоторые писанные ею иконы были вынесены из храма, чтобы на персональной выставке соседствовать с ее живописными работами. Так в стенах галереи встретилось небесное и земное творчество и, не споря друг с другом, явило многочисленным зрителям суть и смысл жизни этой нашей современницы.
«Еще в советские времена я удивлялась, как хорошо Ирина знает древнерусское искусство. Она безошибочно определяла время написания любой иконы - в те годы мы видели их в основном в музеях. Она говорила мне, к какой школе иконописи относится тот или иной образ. Помню, как она рассказывала об изображении рук святых, об особенностях их написания, характерных для разных периодов развития русской иконописи», - вспоминала одна из подруг Ирины.
Увидев фотографии Ирины Владимировны, нельзя не почувствовать, каким добрым человеком она была, почему так любила рисовать природу и людей в состоянии радости.
«Приезжая погостить ко мне на дачу, Ирина просила не выпалывать сорняки на огороде, потому что в каждой травинке она видела фрагмент чудесного орнамента, призванного украшать жизнь и восхищать зрение человека», - вспоминала на открытии выставки подруга Ирины Л. А. Сальникова.
Ирина Владимировна - коренная москвичка, родилась в 1929 году. Детство никогда не бывает совершенно безрадостным, даже если ребенку выпадает судьба расти без отца, как многим и многим из этого поколения. Владимир Михайлович Волочков был репрессирован в 1930 году и через три года погиб в Тамбове. Матери, вдове «врага народа», нелегко было одной поднимать двух дочек. Девочки, Ира и Наташа, часто гостили у родителей своей матери в селе Ольгино Тульской области или у тети - в Ясной Поляне. Самыми лучшими воспоминаниями о детстве и отрочестве у Ирины стали впечатления от яснополянского музея-усадьбы.
Но в юные годы сестры пережили и ужасы фашистской оккупации, настигнувшей их в Ольгине близ Тулы. Ирина уже тогда начала рисовать; видимо, это умение помогло впечатлительной девочке не только не отчаиваться, но и не потерять ощущение жизни как величайшего дара.
В семнадцать лет Ирина выбирает свой путь: становится студенткой Строгановского училища. Много и увлеченно пишет пейзажи, особенно яснополянские. Речушка Воронка, дальние леса, весенние проталины, грозовое небо - все это есть в ее работах, и все это дышит молодостью, каким-то ощущением крыльев за спиной, свободой и радостью.
Московский комбинат декоративно-прикладного искусства - вот первое место работы Ирины Волочковой после окончания Художественного училища имени Строганова. В те годы молодая художница много путешествует. Поездки по Крыму, Кавказу, Карпатам дают ее творчеству новую глубину, новые опенки, новые настроения.
Ирине было немногим за тридцать лет, когда она впервые пришла в церковь. Это был храм Святителя Николая в Кузнецах. Воцерковляясь, художница исполняла здесь послушание по уборке. Отец Александр Куликов, служивший тогда в Николо-Кузнецком храме, узнал, что Ирина - художница, и предложил ей заняться иконописью.
Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова: «...Ирина Владимировна с большой любовью и старанием приступила к изучению иконописи, что хорошо ей удавалось. Впоследствии она немало потрудилась в храме села Дмитровское. Там ею был написан образ великомученика Димитрия Солунского, ныне находящийся в Греции, в приделе Собора великомученика Димитрия Солунского в Фессалониках. Но больше всего трудов пришлось понести Ирине Владимировне совместно с Ириной Васильевной Ватагиной (об этой замечательной художнице и иконописце "Православная Москва" уже рассказывала своим читателям. - ред.) в московском храме Святителя Николая в Кленниках, переданном Церкви в 1990 году. Благодаря им и еще нескольким иконописцам наш храм был быстро приведен в надлежащий вид».
Клирики и прихожане храма Святителя Николая в Кленниках запомнили, как трепетно относилась Ирина Владимировна к созданию икон. Она показывала свои эскизы, переживала, советовалась. Обращалась к Ирине Васильевне Ватагиной - своему старшему и более опытному другу.
Ирина Волочкова создала немало икон с образом Божией Матери. Одна из них - торжественный и в то же время проникновенный образ «Покров Пресвятой Богородицы над Русской землей», названный так Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В своих трудах, смиренно создавая святые образа, Ирина Владимировна следовала наставлению приснопамятного Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Алексия о том, что иконописание - это не просто вид художества, а «ответственное церковное служение», требующее от человека «не только навыка владения техникой иконописи, но и личного аскетического подвига».
И.Бессарабова (газета "Православная Москва" №23, декабрь 2009г.)