Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (19 января 1865 - 7 апреля 1925)
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, в миру – Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника. Отличался благочестием с детства. Образование он получил в духовном училище, затем в Псковской семинарии и Петербургской духовной академии. В шутку сокурсники по академии называли его «архиереем» и даже «патриархом» за степенность нрава и серьезность.
В 1888 г. по окончании Академии он был направлен в Псковскую семинарию преподавать догматику и нравственное богословие. В 1891 г. он принимает монашеский постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он назначается инспектором Холмской семинарии. Вскоре о. Тихон становится ее ректором и возводится в сан архимандрита. Здесь он проходит большую школу взаимодействия с неправославным населением, при этом оставаясь строгим ревнителем веры. В октябре 1897 г. состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского, викария Холмской епархии.
В декабре 1898 г. еп. Тихон назначается на Алеутско-Американскую кафедру, которая располагалась в Сан-Франциско. Здесь он неустанно трудится над распространением православия в Америке. В 1901 г. он совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя Святителя Николая, а при освящении выстроенного храма сказал такие слова: «Не забывайте, что вы – род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет православия».
В 1905 г. епископ Тихон возводится в сан архиепископа, а в 1907 году переводится на Ярославскую кафедру, где паства так полюбила его, что называла с нежностью «ясным солнышком». При расставании с Ярославской кафедрой он был избран почетным гражданином г. Ярославля – исключительная честь.
В 1913 г. его переводят в Литовскую епархию, в Вильно. Там застала его первая мировая война. По распоряжению Синода он переезжает в Москву, привезя с собою мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре вновь возвращается в свою епархию, ближе к пастве.
23 июня 1917 г. архиепископ Тихон был избран волеизъявлением церковного народа на Московскую кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. Вскоре, 15 августа 1917 г., открылся Всероссийский Поместный Собор, вновь восстановивший на Руси Патриаршество. После 4-х туров голосования на патриарший престол было выдвинуто 3 кандидатуры. Патриарха предстояло избрать жребием. 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после совершения Божественой Литургии и молебна старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев), ныне прославленный в лике преподобных, вынул из ковчежца жребий: «Тихон, митрополит Московский – аксиос», – и священное «аксиос» было единодушным; все подчинились мудрому и благодатному водительству Святейшего Тихона.
Вновь избранный Патриарх произнес трогательную речь, вспомнив слова пророка Иезекииля о свитке, на котором начертано «плач, и стон, и горе», связав со своим восшествием на Патриарший престол именно такие слова. Речь Святителя оказалась пророческою, ему предлежал подвиг, сопряженный со многими страданиями и испытаниями.
21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация Святейшего Петриарха Тихона, Московского и всея Руси.
Святейший патриарх Тихон сочетал в себе кроткого и смиренного монаха – молитвенника и очень энергичного и опытного администратора, одаренного высокой духовной и житейской мудростью. При стоянии за правду, за дело Божие он становился непоколебимо тверд и непреклонен, с людьми же был мягок, доброжелателен и ласков. В тоже время он старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события, хотя при начале своего Патриаршего служения он сразу характеризует эпоху, переживаемую страною, как «годину гнева Божия». Обстановка в государстве и вокруг него, по словам очевидца, была похожа на состояние после землятресения – вихрем террора сметены с лица земли сословия и классы, строй жизни сломлен, насилие и ужас царят кругом. Издевательства над святой верой и священнослужителями принимают невиданные доселе размеры, в новом государственном строе служители «культа» обращены в лиц без элементарных гражданских прав. Масштаб обрушившихся на Святую Церковь репрессий чудовищен.
При таких условиях вступил на Патриарший престол Святитель Тихон. Он сумел стать для пасомых и пастырей «правилом веры», подобно Святителю Николаю, держась Святейшего Патриарха, верующие пребывали в вере, невзирая ни на что. Это значение личности Патриарха было известно противникам Церкви, поэтому их борьба с верой в большой степени обратилась в борьбу со свт. Тихоном, которого власти пытались и запугать обвинениями, и сломить неоднократными тюремными заключениями, и привлечь на свою сторону различными обольщениями, и смутить оклеветанием, и внести разлад в среду церковной иерархии. Была испытана против Патриарха и Церкви и система интервенции различных еретических верований. Но ничто не могло поколебать Святейшего в его стоянии в вере Христовой.
Огромное значение имели в жизни Церкви послания Святейшего – в них видно высочайшее проявление христианского и гражданского мужества и верность национальному и патриаршему долгу.
В течение 7 лет пребывал Святейший Патриарх Тихон в своем исповедническом подвиге. Он отошел в вечные обители в праздник Благовещения 1925 года, был погребен в Малом Донском соборе, возле гроба убитого незадолго до его кончины своего верного келейника Якова Полозова. После возобновления Донского Ставропигиального монастыря состоялось обретение мощей Св. Патриарха Тихона, они были перенесены в Большой собор Донского монастыря.
26 сентября/ девятого октября/ 1989 г. Святейший Патриарх Московский и Всея России Тихон, исповедник Христов, был причислен к лику святых.
С историей нашего храма Святейший Патриарх Тихон связан со времен Святого Праведного Алексия, с которым их объединяло обоюдное уважение, горячая любовь ко Святой Церкви и исповедническое, самозабвенное служение народу Божию. В погребении св. прав. Алексия святитель Тихон принимал непосредственное участие, прибыв на Лазаревское кладбище, первое место упокоения о. Алексия, для встречи почившего. Он облачился на паперти кладбищенского храма – т. к. он был захвачен обновленцами – и отслужил литию по усопшему, а после того, как гроб с телом Батюшки опустили в могилу – первым бросил горсть земли на него.
Святитель Тихон с юных лет знал и выделял и сына св. прав. Алексия, священномученика Сергия, называл его ласково Серёжей.
К канонизации Святителя Тихона первая икона была написана в иконописной мастерской Данилова монастыря. Тогда там подвизались иконописцы – ученики Марии Николаевны Соколовой, в дальнейшем основавшие иконописную школу в храме Святителя Николая в Кленниках.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, в миру – Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865г. в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии в семье священника. Отличался благочестием с детства. Образование он получил в духовном училище, затем в Псковской семинарии и Петербургской духовной академии. В шутку сокурсники по академии называли его «архиереем «и даже «патриархом» – за степенность нрава и серьезность.
В 1888г. по окончании Академии он был направлен в Псковскую семинарию преподавать догматику и нравственное богословие. В 1891г. он принимает монашеский постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Рукоположенный в сан иеромонаха, он назначается инспектором Холмской семинарии. Вскоре о.Тихон становится ее ректором и возводится в сан архимандрита. Здесь он проходит большую школу взаимодействия с неправославным населением, при этом оставаясь строгим ревнителем веры. В октябре 1897г. состоялась хиротония архимандрита Тихона во епископа Люблинского, викария Холмской епархии.
В декабре 1898г. еп. Тихон назначается на Алеутско-Американскую кафедру, которая располагалась в Сан-Франциско. Здесь он неустанно трудится над распространением православия в Америке. В 1901г. он совершил закладку кафедрального храма в Нью-Йорке во имя Святителя Николая, а при освящении выстроенного храма сказал такие слова: «не забывайте, что вы – род избранный, люди, взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет православия».
В 1905г. еп. Тихон возводится в сан архиепископа, а в 1907 году переводится на Ярославскую кафедру, где паства так полюбила его, что называла с нежностью «ясным солнышком». При расставании с Ярославской кафедрой он был избран почетным гражданином г.Ярославля – исключительная честь.
В 1913г. его переводят в Литовскую епархию, в Вильно. Там застала его первая мировая война. По распоряжению Синода он переезжает в Москву, привезя с собою мощи святых Виленских чудотворцев, но вскоре вновь возвращается в свою епархию, ближе к пастве.
23 июня 1917г. архиепископ Тихон был избран волеизъявлением церковного народа на Московскую кафедру, после чего Синод удостоил его сана митрополита. Вскоре (15 августа 1917г.) открылся Всероссийский Поместный Собор, вновь восстановивший на Руси Патриаршество. После 4-х туров голосования на патриарший престол было выдвинуто 3 кандидатуры. Патриарха предстояло избрать жребием. Пятого (18) ноября в Храме Христа Спасителя после совершения Божественой Литургии и молебна старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев), ныне прославленный в лике преподобных, вынул из ковчежца жребий – «Тихон, митрополит Московский – аксиос» – и священное «аксиос» было единодушным; все подчинились мудрому и благодатному водительству Святейшего Тихона.
Вновь избранный Патриарх произнес трогательную речь, вспомнив слова пророка Иезекииля о свитке, на котором начертано «плач, и стон, и горе», связав со своим восшествием на Патриарший престол именно такие слова. Речь Святителя оказалась пророческою, ему предлежал подвиг, сопряженный со многими страданиями и испытаниями.
21 ноября/ четвертого декабря/, в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, состоялась интронизация Святейшего Петриарха Тихона, Московского и Всея Руси.
Святейший патриарх Тихон сочетал в себе кроткого и смиренного монаха – молитвенника и очень энергичного и опытного администратора, одаренного высокой духовной и житейской мудростью. При стоянии за правду, за дело Божие он становился непоколебимо тверд и непреклонен, с людьми же был мягок, доброжелателен и ласков. В тоже время он старался избегать всякой политической вовлеченности в происходящие события, хотя при начале своего Патриаршего служения он сразу характеризует эпоху, переживаемую страною, как «годину гнева Божия». Обстановка в государстве и вокруг него, по словам очевидца, была похожа на состояние после землятресения – вихрем террора сметены с лица земли сословия и классы, строй жизни сломлен, насилие и ужас царят кругом… издевательства над святой верой и священнослужителями принимают невиданные доселе размеры, в новом государственном строе служители «культа» обращены в лиц без элементарных гражданских прав. Масштаб обрушившихся на Св. Церковь репрессий чудовищен.
При таких условиях вступил на Патриарший престол Святитель Тихон. Он сумел стать для пасомых и пастырей «правилом веры», подобно Святителю Николаю – держась Святейшего Патриарха, верующие пребывали в вере, невзирая ни на что. Это значение личности Патриарха было известно противникам Церкви, поэтому их борьба с верой в большой степени обратилась в борьбу со свт. Тихоном, которого власти пытались и запугать обвинениями, и сломить неоднократными тюремными заключениями, и привлечь на свою сторону различными обольщениями, и смутить оклеветанием, и внести разлад в среду церковной иерархии. Была испытана против Патриарха и Церкви и система интервенции различных еретических верований. Но ничто не могло поколебать Святейшего в его стоянии в вере Христовой.
Огромное значение имели в жизни Церкви послания Святейшего – в них видно высочайшее проявление христианского и гражданского мужества и верность национальному и патриаршему долгу.
В течение 7 лет пребывал Святейший Патриарх Тихон в своем исповедническом подвиге. Он отошел в вечные обители в праздник Благовещения 1925 года, был погребен в Малом Донском соборе, возле гроба убитого незадолго до его кончины своего верного келейника Якова Полозова. После возобновления Донского Ставропигиального монастыря состоялось обретение мощей Св. Патриарха Тихона, они были перенесены в Большой собор Донского монастыря.
26 сентября/ девятого октября/ 1989г. Святейший Патриарх Московский и Всея России Тихон, исповедник Христов, был причислен к лику святых.
С историей нашего храма Святейший Патриарх Тихон связан со времен Святого Праведного Алексия, с которым их объединяло обоюдное уважение, горячая любовь ко Св. Церкви и исповедническое, самозабвенное служение народу Божию. В погребении св. прав. Алексия святитель Тихон принимал непосредственное участие, прибыв на Лазаревское кладбище, первое место упокоения о.Алексия, для встречи почившего. Он облачился на паперти кладбищенского храма – т.к. он был захвачен обновленцами – и отслужил литию по усопшему, а после того, как гроб с телом Батюшки опустили в могилу – первым бросил горсть земли на него.
Святитель Тихон с юных лет знал и выделял и сына св. прав. Алексия, священномученика Сергия, называл его ласково Серёжей.
К канонизации Святителя Тихона первая икона была написана в иконописной мастерской Данилова монастыря. Тогда там подвизались иконописцы – ученики Марии Николаевны Соколовой, в дальнейшем основавшие иконописную школу в храме Святителя Николая в Кленниках.