Пс.100
Мало кто из прихожан нашего храма, в котором она молилась Богу в течение последнего двадцатилетия, слышал историю её жизни. Сусанна Сергеевна всегда держалась очень тихо, скромно, не привлекая к себе внимания. Сейчас, по прошествии уже семи недель со дня ее кончины, мы можем рассказать о её жизненном пути, отдавая долг её светлой памяти.
Родилась Сусанна Сергеевна в семье Сергея Александровича и Лидии Анатольевны Ишковых.
Ее отец был ученым, селекционером-генетиком, руководил московским научным институтом. Целью работы Сергея Александровича было обеспечение потребностей питания населения страны богатыми белком лубяными культурами.
С.А. Ишков был учеником Н.И. Вавилова - одним из немногих, сохранивших верность ему во время кампании гонений на генетику. Он хранил у себя книги Николая Ивановича, что было подвигом; сам пострадал, лишившись диссертации – его труд «О селекции лубяных культур» вышел лишь в нескольких экземплярах, тираж уничтожили.
Об этических правилах С.А. Ишкова скажем следующее. Опытные делянки руководимого им НИИ были полны образцами различных съедобных растений, но в голодные годы Великой Отечественной войны ничего с полей не попадало на стол его семьи. Его жена едва не погибла от дистрофии, а детские дневники той поры самой Сусанны Сергеевны (как она называла их - «дневники голодного ребенка»)полны описаниями бесконечных очередей за продуктами.
Редкое имя Сюзанны (в крещении Сусанны) Сергеевны пришло из отцовского рода. Брат отца сражался в Белой Армии, затем был расстрелян. Женат был на француженке, и дочь их звали Сюзанной. Семья без вести пропала в 1920-е гг. В память любимой племянницы и назвал дочку Сергей Александрович.
По материнской линии С.А. Ишков происходил из священнического рода. Его дед - священник Василий Знаменский служил в г. Рыбинске. Брат матери Сергея Александровича, Петр Васильевич Знаменский, был историком Церкви, автором ряда учебников.
Отец Сергея Александровича Ишкова служил на железной дороге, рано скончался. В семье о нем мало упоминали.
Александра Васильевна Ишкова осталась вдовой с 12-ю детьми на руках. Была она женщиной незаурядного ума и сильного характера, к ней не раз сватались, но она всем отказывала, желая вырастить детей сама.
Другой брат С.А. Ишкова, Леонид, в 1910-е годы был членом партии меньшевиков, но задолго до 1917 г. оставил участие в революционном движении и целиком предался науке, стал известным филологом – классиком. После октябрьского переворота уехал в г. Баку, где работал деканом историко-филологического факультета Азербайджанского университета. В Баку бежала интеллигенция из Москвы, Петрограда; многим он помогал, некоторых друзей - в их числе были Вяч. Иванов и Велимир Хлебников - Л.А. Ишков сумел устроить на работу.
Мать Сусанны Сергеевны Лидия Анатольевна - урожденная Стасенко. Ее семья жила в Ставрополе, но в 1918 году родные края им пришлось оставить, поскольку и фамилия, и имущество были слишком хорошо известны революционным властям. Взяв самое необходимое, семья бежала в Ленкорань - городок на границе с Персией.
По окончании московской аспирантуры в Ленкорань для научной работы был направлен и Сергей Александрович Ишков. Отец Лидии Анатолий Георгиевич Стасенко также занимался селекцией растений, и С. А. Ишков познакомился с ним и его семьей. В конце 1920-х годов Сергей и Лидия поженились.
Лидия Анатольевна по обстоятельствам той эпохи не смогла получить достойного девушки ее круга образования, но обладала острым умом, красотой и многочисленными талантами, а также ярким и смелым характером.
Молодая чета Ишковых уехала в Грузию, в г. Кутаиси, где С.А. Ишков продолжил свою научную работу.
Там и родилась Сюзанна Сергеевна 26 июня 1930 года. Вскоре после ее рождения Ишковы переехали в Москву. Раннее детство Сюзанны прошло у Москвы–реки, на Дорогомиловской набережной. Девочка стремилась к героизму, подвигам. Ее желанием, очень характерным для детей военных лет, было стать разведчицей. Для закалки собственного характера, побеждая страх, она даже переходила реку по фермам ажурного металлического моста.
После войны Ишковы получили жилье в Текстильщиках, в деревянном доме. Переехали туда с радостью, привезли рояль. В попытке накормить семью стали разводить кроликов прямо в комнатах. Они неимоверно расплодились, но резать ушастых оккупантов рука ни у кого не поднялась, их отдали кому-то из знакомых.
Сюзанна Сергеевна прекрасно училась. Окончив школу с золотой медалью, в 1948 году поступила на филологический факультет Московского университета. Ей довелось учиться у Л.М. Поляк, Г.Н. Поспеловой, В.Д. Дувакина, Н.К. Гудзия. Ее сокурсниками и друзьями были Л.А. Звонникова, Л.А. Колобаева, С. Соловейчик.
По окончании МГУ в 1953 году С.С. Ишкова получила диплом с отличием.
Еще в школьные годы познакомилась Сюзанна Сергеевна со своим будущим мужем, Игорем Всеволодовичем Меркуловым.В 1954 году они поженились, а в 1959 году родилась дочь Татиана.
Сюзанна Сергеевна была рекомендована в аспирантуру Института мировой литературы, но предпочла взять распределение на работу, поступив в отдел редких книг Российской Государственной Библиотеки, затем переименованный в музей книги. Там она и трудилась всю свою жизнь, до 1998 года.
С. С. Ишкова была подлинным знатоком русской книги. Она занималась историей частных и кооперативных издательств Москвы 1920-х годов, детской книгой, редкой книгой ХIХ века, формировала и комплектовала тематические коллекции. Стала соавтором ряда монографий по истории советской книги.
Сложная, ответственная, кропотливая работа требовала полной отдачи.
Сюзанне Сергеевне по работе довелось сблизиться со многими представителями русской дореволюционной интеллигенции; знания этих специалистов, имевших часто лишь гимназическое образование, были куда выше современного институтского уровня. В С.С. Ишковой распознавали они близкого им по духу человека. Эти весьма закрытые, осторожные, пережившие страшные времена люди приняли и пригрели Сюзанну Сергеевну. Назовем лишь двоих из ее старших, ныне покойных, друзей.
Дмитрий Николаевич Чаушанский, занимавшийся редкой книгой, приобщил Сюзанну Сергеевну к закрытым для широкой публики слоям русской культуры (в те годы произведения многих авторов принимались к публикации в весьма сжатом объеме, и по опубликованному нельзя было составить истинное представление о творчестве писателя, поэта).
Татиана Ниловна Каменева, специалист по древнерусской книге, жила близ храма Илии Обыденного и была его постоянной прихожанкой. Она стала для Сюзанны Сергеевны образцом воцерковленного человека высочайшей духовной культуры.
В мае 1981 года Сюзанна принимает святое крещение и получает имя св. Сусанны – одной из жен–мироносиц, верной и бестрепетной последовательницы Спасителя. К принятию крещения Сусанна Сергеевна подошла совершенно осознанно; она сразу, активно вошла в жизнь Церкви. Стала постоянной прихожанкой храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, что у железнодорожной платформы «Отрадное», духовной дочерью крестившего ее протоиерея Валериана Кречетова.
В 1980–е годы Сусанна Сергеевна знакомится с Еленой Владимировной Апушкиной, которая была живым преданием русской Церкви времен гонений ХХ века. Познакомились они близко, общение было и духовным, и дружеским. От Елены Владимировны она получила множество сведений о жизни церковной, о святых новомучениках и исповедниках российских, о клире и общине храма святителя Николая в Кленниках.
Тайная жизнь церковной общины, стойкость и подвиги верующих, чистейшие образы пастырей навсегда вошли в сердце Сусанны Сергеевны, став высокими образцами истинного героизма, к которому от юности она так горячо стремилась.
Елена Владимировна под конец своей почти 100-летней жизни потеряла зрение. Друзья и знакомые помогали – читали духовные книги. Ежедневно по телефону в течение нескольких лет Сусанна Сергеевна читала ей Евангелие, акафисты, а также художественную литературу.
Когда в начале 90-х годов ХХ века у Русской Православной Церкви появилась возможность издательской деятельности, прихожанами отрадненского храма было задумано издавать детский православный журнал «Пчелка». У истоков стояли священники Валериан Кречетов и Игорь Киреев, а также Н. Ильичева. С. С. Ишкова, прекрасно знавшая русскую детскую литературу и традиции ее издания, была приглашена для работы в журнале, ставшем замечательным подарком для православных родителей и детей.
Около десяти лет Сусанна Сергеевна ездила на службы в Отрадное. В декабре 1990 года возобновились богослужения в храме святителя Николая в Кленниках, и Сусанна Сергеевна, взяв благословение о. Валериана, стала прихожанкой нашего храма. С той поры её так привычно было видеть – скромно, но изящно одетую, всегда приветливую, с ласковой улыбкой.
Отличали ее натуру открытость и любовь к людям, готовность откликнуться душой на чужое страдание. Для каждого, нуждающегося в теплом участии, Сусанна Сергеевна готова была жертвовать своим покоем, временем, быть «скорой помощью» в нуждах и бедах.
Конечно, материнское сердце ее болело о родных – интересы дочери Татианы и внучки Елизаветы всегда были для нее на первом месте. В серьезных вопросах и в мелочах - не поесть самой, приготовить прежде обед для домашних; в чем-то отказать себе ради семьи. Маленькой внучке запомнились слова бабушки: «не ешь сама, не покормив кошку, ведь она зависит от тебя».
Дом ее всегда был открытым для людей самых разных – монахов и профессоров, студентов, бизнесменов. Приходящие чувствовали себя здесь, как в родном доме. Атмосфера любви и тепла, созданная хозяйкой, была очень притягательна.
Сусанну Сергеевну, даже в солидном уже возрасте, никак нельзя было назвать «пожилой» или «старушкой». Живость характера, умение молодо восхищаться людьми, душевная щедрость и широта вызывали ответную реакцию в каждом, кому посчастливилось бывать у нее – гости раскрывались, «оттаивали». Она умела любить и ценить людей.
Сусанна Сергеевна обладала простой, детской, сильной верой. Многие пришли вслед за ней к Церкви Христовой.
Нужно отметить ее недоверие к себе. Много раз она спрашивала друзей, знакомых о духовных вопросах и недоумениях, чтобы достичь максимально правильного их понимания и решения. Это смиренное обращение к чужому мнению человека, столь начитанного в духовной и классической литературе, говорит о предельно трезвом подходе к духовной жизни…
По рассказам близких, она была строга к себе. Если ее обижали, считала, что достойна этого вполне, а сама за малейшие недоразумения долго испрашивала у других прощения. Сусанна Сергеевна спокойно принимала чужие поучения, никогда не считала себя «достойной» чего бы то ни было - не было в ней так свойственной многим из нас самоправедности.
Только после ее кончины мы узнали от домочадцев, что Сусанна Сергеевна, «ничтоже сумняшеся», приводила с улицы нищих к себе в дом, кормила, помогала чем могла. Евангелие не было для нее только теорией, но руководством на каждый день жизни.
Сусанна Сергеевна почитала протоиерея Николая Гурьянова – старца с острова Залит, прибегала к его молитвенному предстательству. Они не встречались в жизни, только в письмах она задавала вопросы, а он отвечал через свою келейницу, мать Николаю. Как рассказала Татиана, о. Николай весьма высоко ценил молитвы ее матери. Однажды он дал Сусанне сложное для нее благословение, которое требовало принятия решения вопреки материнским чувствам, сложившимся стереотипам. Она долго примеривалась к выполнению этого благословения, но переломила себя по слову старца на благо дочери, отрекшись от своей воли.
Священник Владимир Колобанов в прощальном слове на отпевании сказал: «Сусанна Сергеевна, которую мы сегодня провожаем в вечную жизнь, во многом соответствовала своему имени святой жены – мироносицы. Хотя она была человеком из интеллигентной среды, она искала скорее пути, которым идут простецы – с большим доверием Богу. Могу засвидетельствовать ее постоянное стремление жить духовной жизнью, усилия и борьбу на духовном пути. В постоянстве устремления шла она по нему. Хотя основной заботой ее была семья - предмет неусыпных попечений Сусанны Сергеевны, но в то же время на первом месте была жизнь духовная.
Она была активной прихожанкой храма - но активность эта выражалась скорее в молитвенном стоянии ее души. Тихо, без суетливости, без особых внешних проявлений, много лет Сусанна Сергеевна молилась в нашем храме. Господь удостоил ее под конец жизни и потрудиться на дежурствах у мощей св. прав. Алексия».
Отпевание Сусанны Сергеевны пришлось на воскресный день. В это воскресенье пелся глас шестый; стихира на стиховне шестого гласа та же, что поется в песнопениях Пасхальной Утрени: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити».
Верим, что неложное упование этого песнопения, прилучившегося ко дню ее отпевания, оправдается в посмертной участи Сусанны.
Сороковой день со дня кончины Сусанны пришелся на память великомученицы Екатерины, 7 декабря н.ст., - и как раз в эти дни, в начале декабря, в Москву прибыли святые мощи этой столь почитаемой нами великомученицы. Надеемся на ее святое предстательство за душу почившей сестры во Христе.
Упокой, Господи, душу рабы Твоея Сусанны!